Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему ребенок 6-9 месяцев мотает и трясет головой из стороны в сторону

Почему ребенок 6-9 месяцев мотает и трясет головой из стороны в сторону?

Качание или мотание головой очень часто наблюдается у маленьких детей, что нередко вызывает много вопросов у взрослых, присматривающих за малышом. Большинство видят в этом основание для безотлагательного визита в детскую поликлинику к неврологу. Нужно ли волноваться? Когда необходимо вести малыша к врачу? Что пишет про это Евгений Олегович Комаровский?

Большинство родителей после выявления такого странного признака спешат отвести своего ребенка к неврологу

Потеря привязанности у ребенка до года

Здоровый ребенок с хорошей привязанностью к маме спокоен.

Он просыпается без слез и улыбается. В норме его внимание распределено равномерно между своим внутренним миром и окружающей средой. Это выглядит так, что он погружен в собственные ощущения от тела, осваивает свои непроизвольные движения и старается повторить их произвольно, когда лежит один.

Ребенок может лежать примерно 10–15 минут в кроватке один и заниматься игрушками и собой при условии, что видит или слышит маму в комнате.

Когда мама подходит, спокойно переводит внимание на нее. Мама у него в приоритете.

На руках он удобно устраивается и смотрит в глаза. Улыбается, видя мамино лицо, и повторяет мимику. У него нет потребности быть на руках все время бодрствования.

Грудное вскармливание проходит в пределах сорока минут, ребенок почти не сосет грудь как пустышку для успокоения за исключением ситуаций, когда он расстроен происходящим извне.

Процесс исчезновения привязанности иногда запускается незаметно. Первые симптомы мамы зачастую не замечают, принимая эти небольшие смещения в поведении за норму у грудных детей.

Первая стадия — «Смещение внимания вовне».

«С моей мамой что-то не так. Мне неинтересно заниматься собой, потому что надо наладить связь с мамой, я справлюсь!»

Внимание малыша сосредоточено на происходящем вовне. Он отслеживает маму глазами и начинает плакать, если его не берут на руки тут же. Играть продолжительное время он может только в присутствии мамы.

Предпочитает быть на руках все время бодрствования и сна.

Просыпается, как правило, с плачем, засыпает дольше и на руках, чутко реагируя активацией на попытки перекладывания в кровать. Он ловит глазами мамин взгляд и улыбается, когда это получается.

Маленький человек не теряет надежды на восстановление или установление связи. Он задействует творчество для привлечения внимания к себе. Ищет способы найти или сохранить контакт, поэтому грудное вскармливание занимает дольше времени. Ребенок долго сосет грудь и продолжает искать сосок после насыщения, успокаивая себя сосанием и радуясь контакту с мамой. Сосет пустышку или пальцы практически все время бодрствования.

Вторая стадия — «Постоянный плач».

«Моя мама никак не замечает меня! Это невыносимо!»

Если внимания мамы заполучить не удается, привязанность пропадает, и отчаяние о ее потере начинает выливаться слезами. Это ситуация сильного стресса для малыша, когда мама его игнорирует. Ребенок играет изредка и очень непродолжительное время только вместе с мамой. Он плохо засыпает, спит короткими промежутками на руках, после того как наплакался. Просыпается на кормление и весь период бодрствования находится на руках, постоянно хнычет, если его пытаются положить.

Из-за стресса присоединяются проблемы с пищеварением, потому что желудочно-кишечный тракт может работать хорошо только в спокойном состоянии.

К вечеру могут быть сильные колики и проблемы со стулом. Кормление протекает нервно, малыш может прерываться, чтобы поплакать, мотать головой, оттягивать сосок, выгибаться. Засыпать на груди через 5–10 минут после прикладывания.

Присоединяется неврологическая симптоматика. Малышу становится неудобно на руках. Кулачки сжаты, практически никогда не улыбается, редко смотрит в глаза.

На этой стадии, как правило, мамы несут ребенка на прием неврологу, и он находит гипертонус и синдром возбуждения, синдром вегетативных дисфункций и прочее. Педиатры начинают лечить колики исключением всего из рациона мамы и прочим по списку вплоть до дисбактериоза.

Начинаются проблемы с кожей.

Мамы жалуются, что у них капризный беспокойный малыш. Пробуют купать в соли или травах, добавляют бассейн, расслабляющие массажи. Продолжают заниматься физическим здоровьем ребенка.

Третья стадия — «Апатия».

«Я не справился… я один».

Потеря привязанности состоялась и проплакана. Стресс переходит в хроническую стадию. Ребенок становится тихим. Он почти не смотрит в глаза. Он уходит в себя и пребывает там дольше, чем во вне. Неохотно выходит на общение. Потихоньку вновь интересуется миром. Играет в любимые привычные игрушки, сложно принимая новые. Начинает потихоньку отставать в развитии. На этом этапе может наладиться сон и пищеварение. Аппетит может стать чрезмерным или, наоборот, плохим. Ребенок может оставаться послушным и удобным внешне. Почти не улыбается взрослым.

Кожные проблемы тоже проходят, но иногда наоборот усугубляются. Это ребенок «со слабенькой батарейкой» — быстро устает, часто переутомляется, плачет во сне.

Как остановить потерю привязанности?

Представьте, что вы пришли на свидание и вам были безусловно рады. Вы хотите познакомиться поближе. Вы спокойны и улыбаетесь партнеру. Он проявляет свою заботу о вас: приводит в ресторан и заказывает вам еду, вы рады, но он не смотрит на вас и не слушает, а смотрит в телефон. Вы зовете его, он вскидывает взгляд, зовет официанта и говорит: «Еще ей еды принесите» / «Покажите ей, где уборная» / «Сделайте потеплее кондиционер, она простудится…» И снова уходит в телефон.

Вы в бешенстве! Вы громко настаиваете на возвращении внимания, но в этом случае он звонит своему психотерапевту, а потом и неврологу и советуется при вас, как вам помочь. Вам вскоре приносят успокоительное и начинают делать массаж против вашей воли. После этого вы понимаете, что партнер не собирается с вами общаться, встаете, берете свою сумочку и уходите. Этот человек навсегда вышел из доверия.

Ситуация усугубляется, если вы этого человека все равно очень любите и никуда не можете уйти…

Вы в маленьком теле, которое вас не слушается, вы не знаете, как сказать о себе. Вы зависимы от заботы, но ее отчаянно мало для спокойствия и счастья. Счастья быть понятым любимым человеком.

Читать еще:  Можно ли кальмары при грудном вскармливании? Рецепты с кальмарами

Сюжет для фильма ужасов, согласны?

Корень проблемы лежит в качестве уделяемого внимания. Если мама избегает общения с ребенком по каким-то своим причинам и обращает внимание, например, только на его физические параметры: вес, рост, количество еды и цвет стула, навыки и т д., привязанность потихоньку исчезает.

Ребенку очень важно, чтобы вам было интересно общаться с ним. Чтобы вы смотрели ему в глаза, радовались ему, гладили, целовали, понимали и прислушивались к реакциям на мир. Разговаривали обо всем, хоть он и не может пока ответить.

Нарушение сна у детей

Факторы, влияющие на возникновение расстройства сна ребенка, а также советы родителям

  • Доступно на:
  • русский
  • Қазақша

Нарушения сна чрезвычайно распространены и доставляют большие трудности ухаживающим за ребенком взрослым.

Факторы, влияющие на возникновение расстройства сна:

  • психотравмирующие факторы: конфликты в семье в вечерние часы, переживание ребенком резкого испуга, боязни остаться одному, страх одиночества (покинутости), нарушение эмоциональной привязанности между матерью и ребенком;
  • наследственно обусловленные особенности темперамента детей, т.е. индивидуально сформированные закономерности процессов засыпания, пробуждения, глубины и длительности сна;
  • возрастной фактор: чем меньше ребенок, тем чаще у него будут развиваться расстройства сна; хронические соматические заболевания;
  • наличие в истории развития ребенка (анамнезе) патологии беременности и родов, т.е. перинатальное поражение центральной нервной системы.

Внутренние раздражители

Часто малыш плачет ночью, потому что его беспокоят ночные страхи. Но он быстро успокаивается, как только вы к нему подойдете. Такое поведение типично для детей, которых боятся избаловать и поэтому не ласкают, не берут на руки. Криком, плачем, на который вы реагируете, ребенок компенсирует недостаток внимания к себе, «борется» за вашу любовь.

Если малыш ночью все-таки просыпается, плачет или зовет вас, нет смысла медлить – лучше подойти к нему сразу.

Создайте малышу минимальные удобства: выньте его из конверта, дайте что-нибудь попить. Ему намного приятнее просыпаться в освещенной комнате, с игрушками под рукой. Если у вас есть старшие дети, то иногда они могут составить компанию малышу. Такие утренние игры – залог крепкой и постоянной любви в семье между детьми.

Ребенку нужно отдыхать утром и после обеда. Но если он не уснет, а примется играть, не расстраивайтесь. Он все равно отдыхает.

Основные положения, необходимые для формирования адекватного режима сна:

1. Соблюдение определенной последовательности мероприятий при укладывании ребенка спать («ритуала» отхода ко сну). Ритуал отхода ко сну включает в себя: купание ребенка, чтение книги, выключение света при оставленном включенном ночнике, пение колыбельной песни, поглаживание ребенка по голове, рукам, туловищу («материнский массаж»).

2. Для новорожденного и ребенка первых месяцев жизни необходимо использование купания. Известно, что при монотонном движении младенец успокаивается и быстро засыпает. Для этих целей ребенка укладывают в люльку, которую можно раскачивать из стороны в сторону. Кровати на колесах используются для более старших детей и для укачивания непригодны.

3. Пение колыбельных песен. Успокаивающее действие оказывает ритм колыбельной, а также многообразие шипящих и свистящих звуков. Монотонная, ритмическая структура речи успокаивает малыша, помогает ему уснуть. Спокойная речь, нежность близкого человека успокаивают, вселяют в малыша чувство уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

4. Исключение повышенной активности ребенка перед сном, предпочтение тихих и спокойных занятий.

5. Установление режима сна, предусматривающего утреннее пробуждение в одно и то же время, включая выходные дни.

6. Разумное отношение к дневному сну. Длительный дневной сон не является обязательным для детей. После 8-месячного возраста многие дети вообще не нуждаются в дневном сне. В возрасте 3 месяцев и старше суточный сон ребенка составляет в среднем 14 часов. Желательно, чтобы основная часть этого времени приходилась на ночные часы. Если имеется длительный дневной сон, то, скорее всего, ночной сон будет укорачиваться, сопровождаясь многочисленными побуждениями.

7. Исключение ночных пробуждений. Большинство детей после 6-ти месячного возраста спят всю ночь. После полугода необходимо исключить ночное кормление грудью, из рожка, питье воды. Даже спящий ребенок способен обучаться привычным стереотипам поведения с одного-двух раз. Если мать во время пробуждения берет ребенка на руки или в собственную постель, такой младенец вряд ли в последующем будет спать всю ночь.

8. Не следует при пробуждении ребенка ночью подходить к его кровати и брать его на руки. Помните, что «укачать» младенца можно на расстоянии, используя ласковый голос, колыбельные песни.

9. Укладывание ребенка в кровать должно происходить в максимально возможных комфортных условиях с минимальным уровнем шума и света и при привычной температуре. Сон младенца при включенном телевизоре, радио и т.д. недопустим.

Детские тики: симптомы, причины, лечение

Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.

Что такое тики?

Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов. Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное. Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый. Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Читать еще:  Тыква при грудном вскармливании – польза или вред?

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции. Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности. В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

Виды тиков у детей

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики. Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе. Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Т ики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

Причины тиков у детей

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики. Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление. Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал. А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей. Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа. Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков. Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

Читать еще:  Первый прикорм с 3х месяцев на грудном вскармливании

Когда необходимо лечить тики у детей?

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку. Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка. Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

Профилактика тиков у детей

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день. Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть. Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы. Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку. Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению. Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.

Особенности сна детей до года

Сон детей до года по большей части поверхностный. Он постоянно переходит из быстрой фазы к глубокой. При этом малыш может приоткрывать глаза. Если он почувствует дискомфорт, например, ему будет холодно, жарко или мокро, то окончательно проснется и сообщит о своем недовольстве взрослым.
Быстрый сон необходим младенцу, чтобы усвоить новую информацию, снять нервное напряжение, накопленное за день. Если у малыша здоровый сон, он стабильно набирает килограммы, то переживать за его состояние не стоит.

Новорожденные дети спят около 20 часов в сутки. Это им необходимо, чтобы расти и развиваться. Они пробуждаются, чтобы поесть и переодеться. Постепенно к году продолжительность и количество дневных снов сокращаются. В 11-12 месяцев груднички отдыхают в основном ночью.

Что предпринять родителям во время того, как малыш мотает головой во сне

Во-первых нужно попробовать успокоить ребенка. Взять на ручки, убаюкать, погладить. Почувствовав, что мама рядом, малыш скорее успокоится и уснет крепче.

Мотание головой во сне может быть обыкновенной привычкой. Как, например, кто-то грызет ногти или цокает языком. К 3-4 годам это проходит.

Ваша главная задача в этот период – сделать сон малыша безопасным, исключить малейшую возможность возникновения каких-либо травм. Внимательно осмотрите кроватку на наличие выступов, острых углов и деталей, о которые ребенок может случайно пораниться. Бортики и края желательно обшить мягкой тканью.

Контролируйте баланс витаминов, микро и макро элементов малыша. Существуют определенные витаминные комплексы для детей и для молодых мам. Достаточное содержание витамина D в организме ребенка снизит вероятность возникновения рахита. Ни в коем случае нельзя принимать витамины без назначения врача. Переизбыток витамина D может привести к более худшим последствиям, нежели его нехватка.

Обращайте внимание на поведение ребенка. В раннем возрасте можно определить, что вызывает у ребенка самые яркие и буйные переживания. Постарайтесь на время исключить эти факторы. Это поможет Вам разобраться в причине того, почему Ваш ребенок мотает во сне головой.

Итак, беспокойное поведение ребенка во сне может иметь различные причины. Цель родителей – сохранение здоровья своего малыша, а значит все зависит только от Вас. Внимательное наблюдение за состоянием и развитием ребенка может предотвратить некоторые заболевания и отклонения.

В случае подозрения Вами какого-либо заболевания или аномалии в развитии, необходимо незамедлительно обратиться к врачу, провести нужную диагностику и узнать причину мотания головой во сне. Попытка разобраться в симптоматике при условии наличии заболевания, а также самостоятельном лечении ребенка может еще больше навредить состоянии здоровья.

Только врач-педиатр сможет точно установить причину появления данного симптома, при необходимости назначить грамотное лечение и помочь Вам и Вашему малышу. При обнаружении заболевании, каких-либо аномалий развития, отклонений, на раннем сроке их всегда наиболее проще устранить, не допустив при этом никаких осложнений и последствий. Поэтому не стоит откладывать посещение врача на долгий срок, всегда лучше перестраховаться.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector