Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Режим дня ребенка в 4 месяца

Режим дня ребенка в 4 месяца

К 4 месяцам окончательно сформировываются биологические ритмы ребенка и структура сна у него становится такой же, как у взрослых. Поэтому прежние способы укладывания часто перестают работать, малыш может долго не засыпать, начать чаще просыпаться ночью и постоянно прикладываться к груди, а существующий распорядок дня больше не подходить. Что же делать в этом случае?

Воспользуйтесь нашими советами, чтобы наладить режим ребенка!

Режим дня ребенка в 5 месяцев

Особенности возраста

Дети в 4 и 5-месячном возрасте начинают постепенно осваивать перекатывания со спины на бок. Возможно, на краю дивана малыш приметил яркую игрушку и решил к ней подобраться, тем более он уже может взять ее в ручку. Тут важно обеспечить безопасность! Можно положить вокруг малыша подушки, чтобы смягчить возможное падение.

В этом возрасте уже можно легко рассмешить кроху. Он узнает в лицо своих близких, искренне радуясь приходу мамы. Гуление становится разнообразнее, ребенок активно осваивает звуки «б» и «м». Около 5 месяцев ребенок уже пытается связать несколько слогов между собой в логическую цепочку.

Если взять на руки ребенка 5 месяцев и дать ему возможность опереться ножками о твердую поверхность – он будет стараться стоять. Ребенок становится с каждой неделей сильнее и увереннее в себе. Весь мир переворачивается с ног на голову. Раньше малыш больше времени проводил лежа, не замечая, сколько всего вокруг интересного! Но на спине детям больше не лежится, они все время стараются перевернуться на живот, что им и удается сделать к концу 5 месяца жизни.

К этому времени у многих малышей появляются первые признаки прорезывания зубов, чем обусловлено непреодолимое желание крохи тянуть все в рот – игрушки, свои кулачки, мамины пальчики.

Нормы сна и бодрствования

Всего дети в этом возрасте спят около 15 часов в сутки, из них около 10 ч ночью и около 4 ч днем.

До 5 месяцев сложно говорить о режиме дня, его нет. Первые месяцы ребенок живет в ритме поел-поспал-пободрствовал. А вот к 5 месяцам уже обычно начинает устанавливаться ночной сон, и время засыпания на ночь становится более-менее стабильным (около 10-11 часов). А с ним стабилизируется время пробуждения утром. Поэтому можно зафиксировать примерное время для засыпания на ночь и время утреннего подъема.

И в этом возрасте уже можно попробовать установить время первого утреннего сна, который обычно случается через 1,5-2 часа после пробуждения. Идеальное время для него с точки зрения биоритмов 8.30-9.30. Но не 10 и не 11 часов, так как по своей структуре утренний сон является продолжением ночного сна.

В зависимости от времени и длительности утреннего сна у малышей 5 месяцев, как правило, есть еще 2-3 дневных сна, которые происходят «по усталости», но закончить их желательно не менее, чем за 2 часа до ночного сна. То есть в этом возрасте лучше организовывать режим дня с 3-4 дневными снами.

Общее время бодрствования за день около 9 часов. Но ребенок еще настолько мал, что не может выдержать больше 2,5-3 ч подряд. Потому основная задача взрослого – не перегуливать возрастную норму по времени бодрствования, чтобы не переутомить ребенка, и вовремя уложить его на сон. Важно учитывать, что время бодрствования в течение дня растет от 1,50 до 3 часов: утром оно самое короткое, днем – среднее, перед ночным сном – самое длительное.

Особенности сна в этом возрасте:

— На четвертом месяце многие дети переживают «регресс сна». А кто-то и в 5 месячном возрасте.

— Уже формируются первые сильные ассоциации действий мамы с процессом засыпания, т.е. могут формироваться привычки на сон. Потому стоит разнообразить свою помощь в момент засыпания ребенка.

— Некоторые дети могут проспать до 8 часов без кормлений. Особенно детки на искусственном вскармливании. Но важно ориентироваться на своего чадо, потому как не все готовы отказаться от ночных кормлений.

— У ребенка в 5 месяцев появляется первый «мягкий» режим, как правило, с 3 дневными снами. Если 1 и 2 сны короткие, и их не удается продлить, тогда может быть и 4ый сон, чтобы избежать недосыпа ребенка.

Питание

С 4 до 7 месяцев начинается введение первого прикорма (по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения: для детей на грудном вскармливании с 6, на искусственном – с 4 или 5 месяцев). Он дополняет смесь или грудное вскармливание, ведь с возрастом малыш становится активнее, и ему уже важно добавить калорий и новых питательных веществ. Для 4-месячного крохи еще рано для новой пищи, пищеварительная система еще не совсем готова. После 7-8 месяцев достаточно позднее время для начала прикорма, т.к. твердая пища (по сравнению со смесью и грудным молоком) требует иных усилий со стороны артикуляционного аппарата и новых навыков (малыш учится владеть язычком, осваивает жевательные и глотательные функции, привыкает в новой пище, стимулируется выработка ферментов), что благотворно потом сказывается и на развитии речи и пищевого интереса.

Обычно специалисты советуют начинать с 1 гипоаллергенного продукта (правило монопродукта) и с самого утра. Важно наблюдать в течение дня за состоянием ребенка, его стулом и кожей. Если все идет хорошо, и малыш привык к одному продукту, то можно начать вводить следующий (через 3-5 дней). Обычно начинают введение прикорма с овощных пюре (кабачок, цветная капуста, тыква, морковь), но в некоторых случаях (например, при недовесе крохи) – допустимы каши. Вначале лучше дать попробовать прикорм, потом можно докормить смесью или грудью. Педиатры советуют объем прикорма увеличивать постепенно (можно начать с 0,5-1 чайной ложки 3 раза в день). Следует учитывать некоторые особенности развития ребенка и его готовность при введении прикорма. Рекомендуем обсудить со своим педиатром начало введения прикорма.

Некоторые детки могут спать ночью до 8 часов без кормления. Но не все. Большинство еще нуждается в привычном для них способе успокоения и засыпания, потому могут просыпаться на кормление около 3 раз. К тому же в этот период начинают прорезываться зубки, и детской нервной системе нужна помощь и поддержка мамы или папы в этот момент. Когда проходит острый период (через 3-5 дней) пробуем помогать малышу выдерживать 4-часовую паузу в еде ночью. Ребенку уже важен хотя бы 1 раз в день опыт засыпания без груди или бутылочки.

Пример режима

А теперь разберемся с примерным режимом. Важно в течение дня равномерно распределить сны и время бодрствования малыша.

Итак, подъем может быть с 6 до 7.30. Постепенно вводите ритуалы на пробуждение, чтобы ребенок учился понимать начало дня и различать день и ночь. Они не менее важны, чем ритуалы на засыпание вечером. Тут могут быть: раскрытие штор, включение света, веселая потешка или песенка на пробуждение, приветствие любимой игрушки и т.д. Далее можно после кормления организовать массаж или гимнастику. Тут не нужно профессиональных навыков массажиста, главное – теплые мамины руки, поглаживания и легкие упражнения. После этого малыш сможет 10-15 минут погулить самостоятельно, когда мама где-то рядом готовит себе завтрак.

И уже через 1,5 часа после пробуждения можно организовать 1ый дневной сон. По своей структуре он самый глубокий и качественный, потому лучше его продлить до 1-2 часов. Можно покормить на пробуждение. Далее запланируйте совместные активные игры с малышом или прогулку на улице (в режиме желательно найти время на 1-2 прогулки).

С 12.00 до 13.00 можно организовать начало 2ого дневного сна, ориентируясь в режиме на среднее время бодрствования по возрасту и признаки усталости малыша. Наблюдение за состоянием и признаками усталости ребенка в течение нескольких дней поможет вам определить комфортное время бодрствование, подходящее именно вашему карапузу. Это облегчит задачу, когда выстраивается режим подрастающего ребенка. Второй сон также рекомендуется длительностью до 1-2 часов. На пробуждение снова покормите малыша. И немного поиграйте с ним.

Около 16.00 можно организовать третий сон. Этот дневной сон может быть коротким – длительностью до 1 часа. Если же не удалось продлить 1ый или 2ой сон, тогда 3ий лучше сделать подольше, чтобы добрать дневную норму сна для этого возраста (около 3,5-4 часов). К 5-6 месяцам допустимо также делать и 4ый сон, если малыш переутомился, предыдущие сны были короткие и их не удалось никак продлить. Но все дневные сны должны закончиться до 17.30, чтобы не привести к позднему укладыванию на ночь.

За 2 часа до сна лучше исключить повышенную активность и просмотр телевизора (в том числе фоном) и перейти к спокойным играм. За час до ночного сна можно организовать купание. Если эта водная процедура возбуждает малыша, попробуйте сделать потеплее воду или перенести ее на более раннее время. Не забудьте про ритуалы на засыпание, чтобы помочь малышу переключиться из активности в спокойное состояние и настроиться на сон. Перед таким длительным ночным сном малышу важно получить общение с мамой, её тепло, заботу и прикосновения.

Около 19.30 в этом возрасте можно организовать ночной сон. Если малыш спал 4ый сон днем, то время ухода на ночь может быть чуть позже (речь идет еще о «мягком» режиме).

Помните, что приведенные выше нормы и режим дня ребенка являются усредненными, с допустимыми отклонения в ту или иную сторону. Следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален!

Чем занять Время Бодрствования

Время бодрствования – это период времени, когда непоседа не спит: кормление, смена подгузника, игры, прогулка, ритуалы перед сном. Сон малыша непосредственно связан с количеством и качеством его бодрствования в течение дня. Общение с ребенком, занятия, игры необходимы всем деткам для их хорошего развития и спокойного засыпания. Ребенок, который не получает необходимых эмоций и активности днем, особенно долго засыпает или болезненно реагирует на разлуку с мамой ночью.

Чем старше дети, тем больше им нужно тратить энергии в течение дня. Ребенок должен насыщаться необходимыми эмоциями и впечатлениями от мамы и от окружающего мира. С полугода необходимо увеличивать физическую и психическую активность днем, стимулировать работу мозга и нервной системы малыша. В физическую активность входит все, что развивает двигательную сферу: прогулки, зарядка, гимнастика, массаж, бассейн и т.д.

Помните про важную роль эмоционального развития в этом возрасте: комментирующая речь во время купания, кормления или одевания, потешки, ласковые слова, проговаривание эмоций малыша, развивающие занятия, совместные и самостоятельные игры и т.д. Все это развивает эмоциональную сферу.

Читать еще:  Восстановление менструального цикла после кормления грудью

Помните, что малыш готов к самостоятельному спокойному лежанию или ползанию без мамы только после того, как немного «насытиться» общением с ней.

Расчет питания при искусственном и смешанном вскармливании

На каждой упаковке молочной смеси производители указывают расчетную таблицу, которая помогает самостоятельно рассчитать норму питания. Кроме того, существуют специальные формулы для расчета примерного количества необходимой малышу смеси.

1. Формула Филатова-Зайцевой (используется в первые десять суток жизни ребенка):

Суточное количество молока = 2% массы тела ребенка при рождении * n

Примечание: где n – число дней жизни ребенка.

2. «Объемный» метод (используется с 10-го дня жизни ребенка):

Объем пищи назначается в зависимости от возраста и массы тела. При этом масса тела должна соответствовать средним возрастным нормам.

Приблизительный распорядок дня 4-х месячного ребенка:

  • 6:00-8:00 Утреннее пробуждение, первая трапеза, комплекс гигиенических процедур (с обязательным умыванием и сменой подгузника), прием воздушных ванн, совмещенных с утренней гимнастикой, период активного бодрствования.
  • 8:00-10:00 Утренний сон.
  • 10:00-12:00 Вторая трапеза, активный досуг (выполнение физических упражнений, легкий массаж, общение с близкими, развивающие игры).
  • 12:00-14:00 Прогулка, совмещенная со сном на свежем воздухе (о первых прогулках).
  • 14:00-16:00 Третья трапеза, экскурсия по квартире, активные игры, развивающие занятия.
  • 16:00-18:00 Вечерняя прогулка, знакомство с окружающим миром, сон.
  • 18:00-21:00 Четвертая трапеза, игры и развивающие занятия с членами семьи, купание крохи.
  • 21:00-22:30 Подготовка ко сну.
  • 22:30 Ночная трапеза.
  • 23:00-6:00 Ночной сон.

Дополнительный вариант (на выбор):

Мамы должны понимать, что предложенный распорядок дня является приблизительным и не стоит лезть из кожи вон, чтобы следовать ему минута в минуту. Индивидуальные особенности каждого ребенка неизбежно будут вносить в него свои коррективы.

Однако при любых коррективах в режиме дня четырехмесячного крохи неизменными должны остаться следующие моменты:

  • интервалы между приемами пищи должны составлять не менее четырех часов;
  • общая продолжительность дневного сна, составляющая около шести часов (целесообразно разделить их на три промежутка).

Питание

Распорядок, регламентирующий жизнь 4-х месячного ребенка, предусматривает не шести-, а пятиразовое кормление. В этом его основное отличие от режима в предыдущем месяце. Современные мамы имеют возможность кормить своих детей одним из трех способов: путем грудного, искусственного и смешанного вскармливания.

  • Четырехмесячный малыш, находящийся на грудном вскармливании, пока не испытывает необходимости в дополнительном прикорме, поскольку питательность материнского молока для него вполне достаточна. Сокращение количества приемов пищи объясняется тем, что подросший и окрепший ребенок за одно кормление высасывает большее количество молока, дольше оставаясь сытым;
  • Суточная потребность в материнском молоке у малыша в 4 месяца составляет 900-1000 мл, поэтому нетрудно подсчитать, что объем одной порции должен составлять около 200 мл. Бутылочку именно с таким количеством молочной смеси и получает ребенок, находящийся на искусственном вскармливании.

Читаем подробно о том, сколько грудного молока или смеси должен съедать ребенок — https://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/skolko-dolzhen-sedat-novorozhdennyiy.html

В жизни малышей-искусственников происходит одно важное событие: начиная с этого месяца они начинают получать первый прикорм. Относительно характера продуктов, с которых следует начинать прикорм, мнения педиатров разделились. Одни из них считают, что лучшим вариантом являются безглютеновые немолочные каши, другие рекомендуют прикармливать крох детским кефиром и творогом. Подавляющее большинство специалистов советует понемногу вводить в рацион ребенка сначала овощные пюре и соки, а потом и фруктовые.

Важное значение имеет реакция крохи на прикорм: еда должна ему нравиться. Начав с чайной ложечки, количество нового продукта ежедневно увеличивают на одну ложку. Через десять дней объем прикорма должен составить не менее 150 мл. Как только это произойдет, в рационе ребенка появляется одно кормление новым продуктом, а четыре остальных осуществляются привычной молочной смесью.

Прикорм вводится и в рацион 4-х месячных малышей, в силу необходимости находящихся на смешанном вскармливании. Обычно к нему прибегают мамы, у которых вырабатывается недостаточное количество грудного молока. При такой схеме питания малышу необходимо 500 мл материнского молока, 400 мл молочной смеси и 150 мл прикорма.

У ребенка в возрасте 4 месяца потребность в сне по-прежнему высока. Как и в предыдущем месяце, он должен спать не менее шестнадцати часов в сутки, однако увеличившаяся продолжительность дневного бодрствования приводит к изменению режима сна.

При идеальном раскладе кроха должен спать не меньше десяти часов ночью и шести – в течение дня. Вместо четырех периодов дневного отдыха у него остается три.

Разумеется, такой режим подходит не каждому ребенку. Некоторые малыши все еще нуждаются в четырехкратном дневном сне, а кто-то прекрасно обходится и одним. Одни спокойно спят всю ночь напролет, а другие даже по ночам просыпаются через каждые три часа и требуют подкрепления. В этом возрасте уже можно понять, кто будет «жаворонком», а кто – «совенком».

В каждом конкретном случае умная и заботливая мама должна так выстроить режим дня своего крохи, чтобы обеспечить ему условия для правильного развития, а это возможно лишь при разумном чередовании периодов сна и бодрствования. Плохо выспавшийся малыш будет капризничать, отказываться от игр и еды, а переспавший станет чересчур энергичным. Так что золотая середина важна и здесь.

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза:

При продуманном подходе можно приспособиться к любым индивидуальным особенностям каждого малыша, заставив его привыкнуть к правильному распорядку. Если кроха плохо спит по ночам, не давая спать своим близким, имеет смысл пожертвовать первой частью его ночного отдыха и уложить его чуть позже обычного. Придется проявить некоторую изобретательность, развлекая капризничающего малыша, но зато после этого он мгновенно заснет, не просыпаясь до самого утра.

Как научить младенца спать всю ночь / наш режим дня с 4 мес:

  • Как уложить ребенка спать без слез и капризов – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-ulozhit-rebenka-spat-bez-slez-i-kaprizov.html;
  • Приучаем ребенка спать в своей кроватке отдельно от мамы (видео, реальные истории) – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-priuchit-rebenka-spat-otdelno.html;
  • Укачивать ли ребенка перед сном: до какого возраста можно укачивать – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-ukachat-rebenka-spat.html;
  • Ребенок спит только на руках, а положишь просыпается — проблема или нет – https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/rebenok-spit-na-rukah.html;
  • С какого возраста ребенку можно спать на подушке – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/s-kakogo-vozrasta-rebenku-mozhno-spat-na-podushke.html.

Прогулки

Организация, продолжительность и количество прогулок с ребенком остаются такими же, что и в предыдущем месяце: выносить его на свежий воздух необходимо на 1,5-2 часа два раза в день. Разумеется, если тому не препятствуют слишком плохие погодные условия: сильный мороз, ветер или невыносимая жара.

Не следует забывать о том, что начало прогулки должно быть познавательным для малыша, начавшего проявлять активный интерес к окружающему миру, поэтому необходимо рассказывать ему обо всем, что встречается на пути: об увиденных растениях, животных и птицах, о прохожих и проезжающем мимо транспорте.

Оставшуюся часть прогулки ребенок по-прежнему мирно проспит в коляске: благодаря притоку свежего воздуха, насыщающему клетки мозга кислородом, этот сон будет особенно продолжителен и полезен для него.

Развивающие игры

Поскольку ребенок в 4 месяца бодрствует на протяжении восьми часов, это время необходимо заполнить большим количеством развивающих игр.

  • Очень полезны для малыша прогулки-экскурсии по квартире. Путешествуя на руках взрослых, он знакомится с названием и назначением находящихся в ней предметов. Вся полученная информация откладывается в его памяти. Через некоторое время можно убедиться в этом. Назовите какой-нибудь знакомый предмет, и вы увидите, что кроха повернет головку в его сторону;
  • Для развития тактильных ощущений полезно давать малышу яркие игрушки с разной фактурой поверхности. Они могут быть твердыми и мягкими, гладкими и шершавыми, бугристыми и имеющими отверстия. Расцветка игрушек должна быть либо однотонной, либо содержащей не более двух-трех цветов. Границы цветового перехода должны быть четкими;
  • Четырехмесячный возраст – благодатная пора для использования развивающих ковриков, развлекательных центров и мобилей. Способствующие развитию слуха, зрения и мелкой сенсорики, пробуждающие двигательную активность малыша, все эти игрушки очень полезны для него, однако не стоит предлагать малышу сразу несколько предметов: он должен сосредоточиться на чем-то одном;
  • Малышам полезно слушать ритмичную музыку. Хлопая в ладоши в такт музыки, мама будет способствовать формированию у малыша чувства ритма. Можно взять кроху на руки и плавно покружиться с ним под красивую мелодию;
  • Ребенку необходимо рассказывать сказки, петь детские песенки, читать стихи и потешки. Уже с этого возраста надо приучать малышей к рассматриванию картинок и чтению книг;
  • Очень полезны и любимы малышами игры с их ручками и ножками, пальчиковые игры-забавы «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» (+10 игр, приносящих радость вашему малышу). Поглаживание и массирование крохотных пальчиков благоприятствует не только развитию сенсорики, но и активизации мозговых центров, ответственных за речь.

Зная, что все игрушки и предметы, попавшие в ручки малыша, непременно окажутся у него во рту, необходимо следить за их чистотой. Игрушки следует ежедневно мыть кипяченой водой, а лоскутки подвергать периодической стирке.

Физическое развитие, закаливание и гигиенические процедуры

Окрепший малыш нуждается в большем количестве физических упражнений, поэтому помимо утренней гимнастики необходимо заниматься укреплением и развитием его мышц в течение всего дня. Оптимальной будет пятиминутная нагрузка, выполняемая утром, днем и вечером.

  • Ребятишки этого возраста начинают самостоятельно переворачиваться на животик. Чтобы облегчить им эту задачу, укрепив мышцы спины и брюшного пресса, очень полезно поиграть в «колобка». Осторожно перекатывая ребенка со спинки на животик (и в обратном направлении) по большой кровати, можно сопровождать свои действия веселым комментарием о том, что кроха превратился в резиновый мячик или в колобка, убегающего от своих преследователей;
  • Для укрепления позвоночника и ручек мама может дать крохе ухватиться за свои указательные пальцы, а затем потянуть его на себя. Это упражнение будет подготовкой к навыкам самостоятельного сидения (когда малыш начнет сидеть?);
  • При выкладывании ребенка (лежащего на полу) на животик, полезно подставлять руку под его пяточки. Отталкиваясь от нее ножками, малыш будет предпринимать первые попытки уползти. Чтобы эти попытки были удачными, пол не должен быть скользким. Лучшим вариантом является наличие ковра, покрытого тонким одеялом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: развитие ребенка в 4 месяца и что должен уметь ребенок в 4 месяца: навыки в 4 месяца

Как закалять малыша

4 месяца – весьма подходящий возраст для начала закаливающих процедур. При условии регулярного выполнения они позволят малышу всегда оставаться здоровым.

  • Начало закаливанию было положено в первые месяцы развития ребенка, поскольку воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе тоже относятся к категории закаливающих процедур. Продолжительность воздушных ванн в помещении с температурой в 22 градуса для малыша должна составлять не менее десяти минут. Выполнять их следует не менее двух раз в день;
  • Одной из наиболее щадящих закаливающих процедур с использованием воды является обтирание. Прежде чем перейти к влажным обтираниям, проводят курс сухих. Нежную кожу малыша обтирают варежкой, сшитой из махровой материи. Делать это следует очень осторожно, до легкого покраснения кожных покровов. Через 7-10 дней, когда растирания станут привычными, можно приступить к использованию мокрой рукавички. Смочив ее теплой (36 градусов) водой и хорошо отжав, обтирают сначала только личико ребенка. Через несколько сеансов площадь обтирания постепенно увеличивают, доведя до полного обтирания всего тела. Продолжительность процедуры – не более двух минут. После каждых трех процедур температуру воды снижают на один градус (нужно довести ее до 30 градусов).
Читать еще:  Лечение кашля у грудного ребенка народными средствами

Комплекс гигиенических процедур для ребенка остается прежним, включающим процедуру утреннего умывания, обязательных подмываний при каждой смене подгузника и вечернего купания.

Следуя предложенным рекомендациям и адаптируя их к индивидуальным особенностям своего 4-х месячного крохи, каждая заботливая мама сможет создать такой распорядок дня, который необходим для успешного интеллектуального и физического развития малыша.

Малышу 4 месяца

В этом возрасте малыш подготавливается к новому этапу младенчества, когда появляется чёткая взаимосвязь между желанием и действием.

Малышу 4 месяца: РАЗВИТИЕ

В этом возрасте малыш подготавливается к новому этапу младенчества, когда появляется чёткая взаимосвязь между желанием и действием. Малыш учится сначала осознавать, а затем совершать действие, но в этом ему требуется помощь близких людей: мамы, папы и братика/сестрички.

Развиваем моторику

Малыш умеет приподнимать голову, лёжа на спине, изгибаться корпусом, ложиться на бочок, и теперь ему хочется научиться переворачиваться на живот. Обычно с первого раза ему этот навык не даётся, и он хмурится, может обидеться на весь мир. Поддержите кроху и покажите, как это сделать удобнее всего. Для этого покажите малышу яркую игрушку и положите рядом с ним, но так, чтобы он не мог дотянуться до неё лёжа на спине. Затем слегка потяните его за руку в сторону игрушки, перекиньте ножку и помогите полностью перевернуться на живот. Проделав этот маневр несколько раз с вашей помощью, малыш сможет его повторить уже самостоятельно. Также будет хорошо, если Ваш старший ребёнок на своём примере покажет крохе, как можно менять положение своего тела.

Поддержите малыша и тогда, когда он захочет приподниматься на руках. Для этого склонитесь над крохой, когда он лежит на животе, и протяните к нему руки — в ответ он вытянет корпус к вам навстречу.

Кроме того, помогайте ребёнку учиться управлять своим телом. Для этого кладите привлекательные игрушки в стороне от него, чтобы он изгибался корпусом или, наоборот, тянулся, доставая их.

Интересной также будет игра, побуждающая ребёнка к более цепкому схватыванию. Для этого вложите в его руку предмет и сожмите кулачок, противопоставляя большой палец другим. Затем слегка потяните игрушку на себя – малыш постарается её удержать.

Развиваем зрительное восприятие

Учите ребёнка наблюдать за предметами из разных положений: лежа на спине, на животе, на боку, в «кенгурушке» у взрослого. Показывайте ему интересные игрушки и перемещайте их по разным траекториям, затем приближайте к лицу и постепенно удаляйте.

Чтобы развить наблюдательность ребёнка, показывайте ему знакомые предметы, а затем похожие, но незнакомые. Например, сначала игрушечную кошечку, затем игрушечную собачку, желательно схожих цветов. Создавайте малышу условия для исследования нового предмета, подбадривайте его и поощряйте. Также для этой цели прекрасно подойдут самодельные плакаты: их с большой радостью нарисует ваш старший ребёнок.

Развиваем слуховое восприятие

Включайте в игры с ребёнком различные предметы, издающие звук: пищащие резиновые игрушки, колокольчики, кольца с бубенцами. Давайте малышу возможность отыскать источник звука, внимательно его осмотреть и пощупать. Полезно вкладывать звенящий предмет в его руки, чтобы он сам пробовал извлекать звук. Постепенно усложняйте связь между звуком и действием. Например, подвесьте уже знакомый малышу бубен в поле его зрения, но так, чтобы он не мог до него дотянуться. Затем привяжите к бубну верёвочку с кольцом на конце и протяните малышу. Звук будет издаваться только тогда, когда ребёнок начнёт дёргать за верёвочку.

Также следует научить кроху выделять звук, который издаёт он сам, из окружающего шума. Для этого вложите в руку малыша лёгкую погремушку, а старшему ребёнку дайте колокольчик – путь они попробуют себя в роли музыкального дуэта. И если вначале малыш может отвлекаться на звук колокольчика, то через какое-то время он уже будет полностью сконцентрирован на звучании своей игрушки.

Развиваем речь

Поддерживайте первоначальные навыки речи ребёнка – «гуление», и постепенно приобщайте его к новым звукам. Например, поиграйте с ним в своеобразную «перекличку»: повторяйте за ним его же звуки, а затем произносите новые, но похожие по звучанию (агу – агы, уа – оа). Обязательно делайте паузы, чтобы малыш мог включиться в общение. И непременно хвалите его за каждую попытку – ваша поддержка для него очень важна. К этой игре можно подключать и вашего первенца – он будет повторять за вами звуки с не меньшим удовольствием, а младший ребенок научится распознавать одинаковые звуки, произнесённые разными голосами.

Малышу 4 месяца: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Ваш малыш уже заметно подрос. За последний месяц он «вытянулся» на несколько сантиметров, и увеличил массу на 600 – 700 грамм. А сколько появилось новых навыков! Малыш с интересом изучает окружающий мир, тянет к вам ручки, приветствует вас радостным гулением. Следите за успехами крохи и поощряйте каждое проявление его инициативы.

Малыш только-только научился самостоятельно переворачиваться на живот, и теперь с удовольствием изучаем возможности этого положения. Чаще всего он опирается на ладони, выпрямляет руки и приподнимает корпус. С такого «наблюдательного поста» очень удобно смотреть по сторонам. Едва освоившись с положением лежа на животе, малыш пытается научиться ползать: приподняв корпус, он неуверенно переставляет руки. Правда, продвинуться ему удаётся разве что на пару сантиметров, и это нормально. Ребёнок в совершенстве освоит ползание только через несколько месяцев, а пока необходимо заложить основу будущего навыка.

Также малыш учится сидеть, но только с поддержкой взрослого и непродолжительное время. Не стоит слишком усердствовать с этим упражнением: ребёнок будет уверенно сидеть только в 6-7 месяцев.

Зато что малыш умеет делать очень хорошо, так это доставать и хватать игрушки. Если его привлекает какой-то предмет, то он тянется к нему практически из любого положения: лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у взрослого. Прежде чем дотянуться до игрушки, ребёнок отыскивает её глазами – это очень важный показатель, который свидетельствует о том, что малыш сознательно координирует свои действия. Добравшись до желаемого предмета, он долго ощупывает его руками, а затем тянет к себе в рот. Не спешите отнимать игрушку: малыш развивает тактильное восприятие, обследуя различные предметы дёснам.

К этому возрасту малыш уже хорошо запоминает внешность близких людей, и визуально может отличить «своих» от «чужих». Появляется и большой интерес к новизне. Если раньше кроху привлекали игрушки, которые лишь незначительно отличались от ранее изученных, то теперь он может обратить внимание и на предметы совершенно другой категории. Так что не удивляйтесь, если малыш вдруг потянет руку к мобильному телефону с цветным корпусом, который он случайно заметит у вас в руках.

Малыш хорошо различает знакомые и незнакомые голоса, и всегда ищет говорящего глазами. Если это мама или папа, то он улыбается, внимательно вслушивается, и радуется, когда слышит обращение к себе. Он прекрасно различает интонации, и понимает, когда вы довольны, а когда сердитесь. Строгий голос может его расстроить и даже напугать, и тогда он заплачет. Зато в ответ на ласковое обращение он обязательно улыбнётся.

Ребёнок всё чаще играет со звуками, которые ему удаётся издавать при помощи слюны. По мнению педиатров, это предпосылки появления гортанных звуков ([кх], [хы]) а также звуков, произносимых сомкнутыми губами ([б], [в], [м]).

Также малыш продолжает гулить и повторять за вами отдельные гласные звуки. Почаще разговаривайте с крохой, и его «начальный лексикон» будет постепенно обогащаться.

Малыш с удовольствием общается со взрослыми, и настойчиво требует внимания. Он радуется, когда рядом находятся близкие, а когда никого нет, он напоминает о себе целым комплексом звуков. Это может быть гуление, «покрякивание», вскрикивания, и значительно реже – плач. Интересно, что малыш сначала подаёт какой-то сигнал, а потом ждёт реакции, и только если к нему никто не походит, он повторяет свой призыв вновь.

Малышу 4 месяца: ПИТАНИЕ

В возрасте 4-х месяцев рекомендуется продолжать грудное вскармливание или питание адаптированной молочной смесью детей, находящихся на искусственном вскармливании. Объем питания составляет 1/6 от веса ребенка: 800-1000мл в сутки. Количество кормлений обычно уменьшается до 5-ти раз в сутки, с 4-х часовым интервалом между кормлениями и 6-ти часовым ночным перерывом.

К 4-х месячному возрасту желудочно-кишечный тракт ребенка становится более зрелым: созревают ферменты, местный иммунитет, угасает рефлекс «выталкивания ложки» и ребенок приобретает способность глотать более густую пищу. В ряде ситуаций (недостаточное количество грудного молока, недостаточная прибавка в весе, стойкие нарушения работы кишечника) в этом возрасте уже можно начать введение прикорма. Но делать это следует только после консультации с педиатром, который и порекомендует Вам последовательность введения продуктов прикорма.

Прикорм не рекомендуется водить раньше четырех месяцев, так как:

— если прикорм заменит хотя бы одно грудное кормление, то уменьшится выработка молока, а, значит, малыш получит меньше энергии, необходимых пищевых веществ и защитных компонентов, которые содержатся в грудном молоке;

— кишечник ребенка еще не подготовлен к приему какой-либо другой пищи, что увеличивает риск появления расстройств пищеварения и аллергических реакций.

Прикорм нежелательно вводить позднее шести месяцев, потому что:

— грудное молоко уже не справляется с тем, чтобы полноценно обеспечить подросшего малыша энергией и питательными веществами в требуемом объеме, а также удовлетворить возросшие потребности в микроэлементах;

— более позднее введение прикорма приводит к задержке роста;

— не развиваются жевание и другие важные навыки, мелкая моторика – держание ложки в руке;

— психоэмоциональное развитие ребенка тормозится в связи с отсутствием позитивного восприятия новых вкусовых ощущений.

Прогулки

При составлении примерного распорядка дня для младенца 4 месяцев необходимо включить в него прогулки на свежем воздухе, которые позволят укрепить здоровье и иммунитет, а также помогут малышу быстрее познакомиться с окружающим миром. В этом возрасте дети очень любознательны, постепенно получают способность запоминать и узнавать ранее увиденное, поэтому не стоит лишать их возможности прогулок в состоянии бодрствования.

Рекомендации педиатров просты:

  • время, проведенное на свежем воздухе в течение суток, – 2-3 часа (при условии, что погодные условия позволяют);
  • желательны две прогулки – одна во время дневного сна, вторая – в то время, когда малыш не спит;
  • если столбик термометра показывает более +30°С или менее -10°С, гулять не стоит.

Для удобства малыша и мамы на улицу лучше выходить с коляской.

Как правильно кормить малыша? О смешанном и искусственном вскармливании

Смешанное вскармливание

По разным причинам (заболевания матери и ребенка, гиполактия, ранний выход на работу и др.) некоторые мамы используют смешанное вскармливание.

При кормлении ребенка грудным молоком в сочетании с молочными смесями важно сохранить кормление по требованию, при этом необходимо постоянно контролировать набор веса. Важно, что докорм вводится лишь после кормления грудью. Кроме того, необходимо учесть и следующие рекомендации специалистов: грудь обязательно предлагается ребенку при каждом кормлении, т.к. чередование кормлений грудью и смесью приведет к угасанию лактации. При небольшом объеме молока, ребенок при кормлении прикладывается к обеим грудям, а если докорма немного – он предлагается с ложечки, а не из бутылки. Бутылочки нужно выбирать с плотной упругой соской и небольшим отверстием.

В случаях, если есть проблемы с составом грудного молока, под контролем медиков могут использоваться специальные обогатители грудного молока.

Искусственное вскармливание

При искусственном вскармливании рекомендуется кормить с интервалом три или три с половиной часа, в идеале – с шестичасовым перерывом на ночь. Уже после введения прикорма ребенок может быть переведен на пятиразовое кормление. Есть два способа расчета объема пищи. В первом варианте, чтобы рассчитать объем пищи в первую неделю жизни, можно умножить день жизни ребенка на 70 или 80 мл – в зависимости от веса: для детей с массой при рождении до 3200 кг и больше, соответственно (например, на пятый день жизни малыш, который родился с массой 3100 грамм, должен съедать 5*70 мл = 350 мл питания). Во втором варианте, до двух месяцев ребенок в сутки должен съедать объем пищи, который равен пятой части массы тела, с двух до четырех месяцев – шестой части, до шести месяцев – седьмую часть и до года – до восьмой части массы тела без учета воды, сока и т.п. (т.е. трехмесячный малыш массой около пяти килограмм должен съедать примерно 800-1000 мл пищи). Разумеется, это лишь ориентировочные цифры, все индивидуально.

В питании детей обязательно используют адаптированные детские молочные смеси (infant formula). Они приближены к женскому молоку по всем компонентам – белковому, жировому, углеводному, аминокислотному, витаминному и минеральному.

Виды молочных смесей:

  • смеси на основе коровьего и козьего молока,
  • «начальные», или «стартовые» смеси, «последующие» смеси, смеси для детей от 0 до 12 мес (обозначаются цифрами),
  • сухие и жидкие (жидкие, такие, как PreNAN, используют в лечебных целях– прим.автора) молочные смеси,
  • пресные и кисломолочные,
  • с добавлением и без добавления дополнительных компонентов.

Считается, что смеси на козьем молоке не могут вызвать аллергию, но к сожалению, это миф. Но они легко усваиваются и перевариваются, имеют приятный вкус и богаты питательными веществами. Поэтому при непереносимости отдельных компонентов коровьего молока или аллергии на него, используют смеси на козьем молоке.

  1. «Начальные», или «стартовые» смеси («1») предназначены для детей первых 6 месяцев жизни. Состав максимально приближен к женскому молоку.
  2. «Последующие» смеси («2») – для вскармливания детей второго полугодия жизни. Содержат более высокое количество белка, меньше похожи на грудное молоко.
  3. «Последующие» смеси («3») – для вскармливания детей раннего возраста.
  4. Смеси от «0 до 12 месяцев» могут использоваться весь первый год жизни ребенка.

Состав смесей

Смеси приближаются по составу к женскому молоку за счет:

  • уменьшения содержания и изменения состава белка, что снижает негативное влияние на обмен веществ и снижает нагрузку на почки и пищеварительную систему,
  • введения таурина, который необходим для нормального развития сетчатки и головного мозга, всасывания жиров. Он незаменим для детей первых нескольких месяцев жизни, т.к. не образуется в организме;
  • использования полиненасыщенных жирных кислот и лактозы в сочетании с декстринмальтозой,
  • снижения содержания минеральных солей и введения йода, селена, железа, меди, цинка, марганца, содержание которых в коровьем молоке ниже, чем в женском.

Часто в адаптированные молочные смеси вводят нуклеотиды, про- и пребиотики. Нуклеотиды влияют на формирование детского иммунитета. Введение пре– и пробиотиков обеспечивает нормальную микрофлору кишечника.

В питании грудных детей также используют адаптированные кисломолочные продукты. Их готовят с помощью специальных колоний бактерий. В таких смесях содержатся защитные вещества, молочная кислота, ниже уровень лактозы, а молочный белок частично расщеплен, что несколько снижает аллергенность. Они улучшают состав кишечной микрофлоры, укрепляют местный иммунитет, способны регулировать моторику кишечника при запорах и поносах.

Адаптированные кисломолочные смеси можно использовать с первых недель жизни как дополнение к основным пресным смесям. Их рекомендуют при риске заболеваний, зависящих от питания, при сниженном аппетите, дисбактериозе, частых респираторных инфекциях и в период эпидемии простудных заболеваний. Сухие кисломолочные смеси с низкой кислотностью иногда используются даже в качестве основного продукта питания.

При высоком риске развития атопического дерматита – если оба родителя и братья или сестры страдают аллергическими заболеваниями – предпочтительны смеси на основе частично гидролизованного белка коровьего или козьего молока.

Как выбрать подходящую смесь?

Дети грудного возраста, которые нуждаются в смешанном и искусственном вскармливании, для правильного развития должны получать только адаптированные молочные смеси. При выборе молочной смеси необходимо учитывать возраст ребенка, работу желудочно-кишечного тракта, наличие риска аллергии, заболевания, характер и возможные побочные эффекты приема лекарств, финансовый уровень семьи, индивидуальную переносимость именно этой смеси и вкусы ребенка.

С первых недель жизни ребенка предпочтение следует отдать пресным смесям, затем, при необходимости, сочетать пресные и кисломолочные смеси.

Важно: избыток кисломолочных смесей в рационе ребенка первого года жизни может быть причиной упорных срыгиваний и нарушений обмена веществ. С шести месяцев рекомендуются «последующие» смеси. В первом и втором полугодии жизни можно использовать также смеси «от 0 до 12 месяцев». Для детей в возрасте примерно от 10 месяцев до 3 лет рекомендуются смеси с номером «3».

Если организм ребенка переносит смесь хорошо, отсутствует срыгивание, рвота, жидкий или с плохо переваренными комочками стул, запоры, кожные и другие проявления пищевой аллергии, анемии, ребенок с удовольствием ест, значит смесь подобрана правильно.

Примеры выбора смеси для детей первого года жизни: (обзор типичного ассортимента бобруйских магазинов шаговой доступности)

  • Молочные адаптированные смеси для здоровых детей с рождения: Nutrilon 1 и 2, Беллакт Оптимум 1+ и 2+, Беллакт Иммунис 1+ и 2+, Frisolac, Фрисомел, NAN, Nestogen, Nutrilak, Semper Бэби 1 и 2, Винни, Hipp, Humana.
  • Смеси для детей с пониженной активностью лактазы, с олигосахаридами грудного молока: Nutrilon-низколактозный, Similac.
  • Смеси для детей со срыгиваниями и рвотой, запорами, коликами: Nutrilon антирефлюкс, Беллакт КМ2, Беллакт АР, Фрисовом.
  • Смеси для детей с диареей и тяжелой непереносимостью коровьего молока, гидролизаты: Nutri-Соя, Пепти-Юниор, Фрисосой, Фрисопеп, Аlfare Amino.
  • Смеси, способствующие укреплению иммунитета и улучшению кишечной микрофлоры: NAN c бифидобактериями, Semper Бифидус.
  • Смеси для недоношенных и маловесных детей: Ненатал, Беллакт ПРЕ, Фрисопре.
  • Кисломолочные смеси: NAN кисломолочный, Nestogen кисломолочный, Беллакт КМ.
  • Смеси на основе козьего молока: Нэнни 1,2, Kabrita 1,2, MD мил SP Козочка, Мамако Премиум.

Важно: если вы используете смеси с бифидобактериями, строго контролируйте температуру – она должна быть не выше 45 градусов. Открытую пачку любой смеси следует хранить в соответствии с требованиями, указанными на коробке. Любая смесь готовится на одно кормление и не хранится.

Советы от мам по выбору бутылочки и соски:

  • Большинство предпочитают пластиковые бутылочки известных брендов (дешевые и купленные в случайных местах могут содержать вредные примеси!),
  • объем должен соответствовать возрасту: для начала 150 мл, а после года можно и 300 мл,
  • горлышко желательно широкое, так удобнее насыпать смесь,
  • форма бутылочки не должна быть сложной – в таком случае даже ершиком трудно вымыть ее хорошо,
  • для деток, которые сами держат бутылку, хорошо брать суженную в середине или со съемными ручками и с антискользящим покрытием,
  • желательно проверить (почитать отзывы), не протекает ли бутылочка, когда ее переворачиваешь,
  • большинство мам советуют брать «антиколиковые» бутылочки,
  • соску, скорее всего, придется подбирать индивидуально, но рекомендуют брать анатомическую выпуклую, захват которой максимально приближен к форме женского соска. Большинство опрошенных за силиконовые ортодонтические соски, но некоторые, наоборот, предпочитают более мягкие круглые латексные;
  • отверстие в соске для воды должно быть «единичка», а для смеси «двоечка» или «троечка»;
  • любые соски используются не больше двух-трех месяцев, латексные служат меньше. Нужно строго соблюдать срок службы самой бутылочки,
  • на бутылочке должна быть хорошо видимая точная шкала, желательно рельефная (чтобы не стиралась),
  • крышка должна легко и плотно закрываться, желательно не сваливаться от удара даже при падении;
  • перед первым применением бутылочки необходимо внимательно прочитать инструкцию по уходу за ней. В идеале после каждого применения бутылочку стерилизуют, а перед приготовлением смеси моют кипяченой водой;
  • все мамы советуют иметь в запасе две-три бутылочки.

В материале использовались данные из учебно-методического пособия «Вскармливание здоровых детей первого года жизни» (Жерносек В.Ф., Дюбкова Т.П.).

Послесловие от ведущей рубрики

Дорогие бобруйчанки, кормите своих малышей с любовью и нежностью, а остальное сделает природа. Будьте терпеливы и внимательны – и все получится наилучшим образом.

Екатерина НОВИЦКАЯ, ведущая рубрики «Мама в декрете»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector