Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду

4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается адаптация к детскому саду. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

Трехлетний ребенок, поступая в детский сад, сталкивается одновременно с множеством изменений, касающихся режима дня, отсутствия родителей, новых требований к поведению, постоянного контакта с ровесниками, другого стиля общения и т.д. Внезапные перемены оборачиваются для неокрепшей психики младшего дошкольника огромным стрессом, который без своевременного вмешательства со стороны взрослых может обернуться невротическими реакциями (отказ от еды, капризы, частые болезни и т.д.).

Сегодня проблема привыкания ребенка к дошкольному учреждению стала еще более актуальной в связи с возвращением яслей, куда приходят детки в полуторагодовалом возрасте, и усилением образовательной нагрузки.

Следующий период адаптации начинается, когда вчерашний дошкольник становится первоклассником. Адаптация к школе проходит у всех по-разному и зависит от психологических особенностей, уровня школьной зрелости ребенка. Но в любом случае задача родителей и педагогов – подготовить ребенка к новым условиям, сгладить негативное отношение и оказать своевременную и грамотную помощь в случае возникновения неприятных ситуаций.

Адаптация и социализация ребенка в детском саду: что может и должен сделать воспитатель?

В широком смысле слова адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям внешней среды. Адаптацией детей в яслях и детском саду называют привыкание малыша к совершенно новой обстановке вне пределов родного дома и без родителей.

Почему одни дети привыкают к детскому саду быстрее и проще, а другие дольше и сложнее? Чтобы помочь малышу, вы должны понимать, от чего зависит успешная адаптация и как решать возникающие проблемы.

Как определить форму адаптации ребенка?

Выделяют три формы адаптации детей дошкольной группы : легкая, средняя и тяжелая. Чтобы определить, к какой из них относится ребенок, понаблюдайте за ним.

Читать еще:  Киста Бейкера коленного сустава причины симптомы лечение

Легкая форма адаптации

Малыш вливается в детский коллектив за 2–4 недели. Этот вариант характерен для большинства детей. При этом ребенок:

  • без слез и истерик заходит в группу и остается там;
  • общаясь с педагогом, смотрит ему в глаза;
  • может попросить о помощи;
  • играет с другими детьми;
  • способен сам найти себе занятие на короткое время;
  • быстро привыкает к распорядку дня;
  • адекватно реагирует на замечания воспитателя.

Средняя форма

Адаптация занимает около 1,5 месяцев, при этом малыш:

  • проявляет негативные эмоции, плачет после разлуки с матерью;
  • отвлекаясь, вступает в игру и забывает о расставании;
  • общается с воспитателями и другими детьми;
  • выполняет правила распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко затевает ссоры.

Тяжелая форма

Адаптация затягивается на несколько месяцев, а иногда вообще не наступает — в таких случаях говорят о полной дезадаптации, когда ребенок не может посещать дошкольное учреждение. Встречается она крайне редко. Если в течение года ребенок так и не смог привыкнуть к ДОУ, стоит обратиться к специалистам (неврологу, психологу).

В этой форме ребенок:

  • не желает контактировать с воспитателями и детьми;
  • расставаясь с матерью, кричит, плачет или уходит в себя;
  • не желает заходить в группу;
  • отказывается от игр и еды;
  • не хочет соблюдать режим дня;
  • проявляет агрессию или замыкается в себе;
  • плачет или пугается, когда к нему обращается воспитатель.

От чего зависит форма адаптации?

На форму адаптации влияют:

  • Степень привязанности к значимому взрослому, обычно к маме. Чем надежнее привязанность, чем сильнее ребенок уверен в маме, тем легче адаптация. Излишняя эмоциональная привязанность, напротив, осложняет адаптацию.
  • Особенности взаимоотношений в семье. У чутких и внимательных родителей малыш легче приспосабливается к новым условиям, у строгих — тяжелее.
  • Отношение родственников к детскому саду. Сложнее всего детям, которых отдают в садик из-за давления внешних обстоятельств, например, если родителям надо выходить на работу. В семьях, где главная цель — социализация, адаптация проходит проще.
  • Степень социализации ребенка. В детском саду ребенок контактирует с множеством взрослых и ровесников. Если ребенку такое общение в новинку, он может испытывать трудности. Поэтому чем шире был круг общения ребенка до посещения ДОУ, тем легче ему привыкнуть к новой обстановке.
  • Возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем дольше адаптация. Оптимальный возраст для начала посещения ДОУ — от 2 до 2,5 лет. В этом возрасте малыш уже начинает интересоваться другими детьми, может с ними взаимодействовать. В то же время еще не наступил кризис трех лет, связанный с формированием своего «я».
  • Здоровье физическое и психическое. Любое отклонение от средних показателей затрудняет адаптацию. Сложно привыкают к детскому саду дети с хроническими заболеваниями (диабетом, астмой), часто болеющие, отстающие в развитии или, наоборот, опережающие ровесников.
  • Вы не в силах воздействовать ни на один из этих факторов, но можете облегчить адаптацию для ребенка.
Читать еще:  Внутриматочная спираль вросла симптомы Показания к удалению внутриматочной спирали

Какую помощь может оказать воспитатель для успешной адаптации и социализации ребенка?

Чтобы успешно справиться с обязанностями воспитателя по адаптации детей в ДОУ, соблюдайте следующие принципы.

1. Постепенность

Принимайте малышей на адаптацию по очереди, не больше двух детей в один день и четырех в неделю. Пусть сначала ребенок побудет в группе 2 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания, учитывая, насколько быстро происходит привыкание.

2. Индивидуальный подход

Уделите внимание каждому новичку. Поговорите с родителями, расспросите о предпочтениях и особенностях малыша и постарайтесь в разумных пределах их учесть. Особенно внимательно отнеситесь к чувствительным, эмоциональным и замкнутым детям.

3. Сотрудничество с родителями

Объясните родителям, что обе стороны должны предъявлять к детям одинаковые требования. Рассказывайте родителям об успехах и достижениях ребенка, демонстрируйте его работы. Оформите уголок в помощь родителям, размещайте там актуальную полезную информацию и советы.

Адаптация может сопровождаться плачем, упрямством и капризами. Соблюдайте спокойствие и создавайте благоприятный эмоциональный климат. Маленькие дети легко отвлекаются, поэтому возьмите на вооружение простые игры, потешки, песенки и игрушки.

Что еще поможет воспитателю наладить контакт с детьми?

Важный навык, который ускорит социализацию и адаптацию ребенка к детскому саду, — эмоциональный интеллект (ЭИ). Развитый ЭИ помогает достичь успеха на любом этапе жизни. Те, кто обладает им, эмоционально устойчивы, легче выражают свои чувства и считывают эмоции окружающих.

Чтобы научить воспитателей управлять эмоциями дошкольника, в АНО «НИИДПО» разработана программа повышения квалификации:

Курс ориентирован на практическое использование. Вы овладеете методами диагностики эмоциональной сферы, узнаете, как найти общий язык с ребенком и его родителями, как помочь малышу социализироваться.

Обучение в АНО «НИИДПО» дистанционное*. Это значит, что все материалы курса вы изучаете дома, без поездок в образовательное учреждение. Вебинары, лекции, наглядные пособия, интерактивные тесты, общение с другими слушателями и преподавателями — все это поможет разобраться в изучаемых вопросах. Так же дистанционно вы сдаете зачеты и итоговое тестирование. По окончании курса выдается удостоверение о повышении квалификации, которое можно получить лично или почтовой службой.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

О воспитателях положительно и уважительно

Все родители хорошо понимают тот факт, что от воспитателя на 90% зависит то, как привыкнет ребенок к саду. О том, как попасть к хорошим специалистам, надо говорить отдельно. Но, предположим, вам повезло, и о воспитателях вашего крохи отзываются неплохо. Всем родителям важно помнить, что все дети рассказывают в саду о том, что происходит дома, и наоборот.

Читать еще:  Нужны ли прививки детям обзор противопоказаний и мнение специалиста

Не отзывайтесь неуважительно о воспитателях, ни в коем случае не давайте им прозвищ, даже если вас что-то не устраивает в их работе. Но даже если ваш малыш скажет в саду что-то плохое о воспитателях, это не самое страшное. Ребенок уловит отношение родителей к персоналу, и не будет видеть в работниках сада авторитета.

Очень часто бывает так, что родителям не нравится то, как ребенка покормили, одели, не погладили по голове, не выучили алфавит… А вашего малыша может все устаивать. Есть родители, которым очень сложно угодить. Но если ваш ребенок здоров, цел, сыт, счастлив, и хочет идти в сад на следующий день, подумайте, стоит ли критиковать персонал дома. Если же вы очень хотите что-то выяснить с работниками сада, сделайте это так, чтобы малыш не видел.

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления ОО
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово- хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • ГИБДД советует
  • Антитеррор
  • Осторожно! Пиротехника!
  • Антикоррупционная деятельность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов.

Проблемы привыкания (адаптации) ребенка к детскому саду известны всем. Но также всем известно, что они решаемы. Есть несколько моментов, на которые родителям необходимо обрати.

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду.

Консультация для родителей «Как облегчить период привыкания ребенка в детском саду&quot.

Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т.

Привыкание ребенка к детскому саду.

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector