Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых

10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых

У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей

Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Произносить звуки чётко, говорить понятно и правильно. Такой была мечта афинянина Демосфена. По крайней мере, это утверждают учебники. В Древней Греции умение рассказывать истории и выступать на публике было не привилегией, а необходимым навыком.

В энциклопедическом словаре «дикция» — это произношение, манера выговаривать слова. Демосфен учился чётко и понятно произносить звуки с помощью камней. Он собирал их на берегу реки, засовывал в рот и произносил разные речи. Сегодня разработано большое количество упражнений, которые помогут обрести «новый голос».

Итак, приступим к оттачиванию мастерства дикции. У вас в отличие от Демосфена есть плюс: камни в рот засовывать не нужно.

Камень первый. Выносливость

Упражнения на дикцию можно сравнить со спортивными. Чтобы достичь результата, нужны регулярные тренировки. Создавайте для своего речевого и дыхательного аппаратов тяжёлые условия, в которых им придётся стать сильнее и выносливее. Так они не подведут вас в момент выступления. Вот несколько упражнений, которые помогут вам.

1. Возьмите деревянную винную пробку.

5-10 минут по несколько раз в день читайте или произносите с пробкой во рту любой текст. Это поможет привести голосовые связки и часть артикуляционного аппарата в напряжённое состояние.

2. Отправляйтесь на пробежку в наушниках.

Включите аудиокнигу и повторяйте речь диктора. Такая проверка на выносливость речевого и дыхательного аппаратов даст очень быстрые результаты — чёткое произношение звуков будет вашей наградой уже на финише.

3.Говорите и пойте с зажатым носом.

Это максимально активизирует артикуляционный аппарат. Есть только два звука в русском языке («м» и «н»), которые не произнести с закрытым носом, поэтому выбирайте тексты без этих букв или заменяйте их.

Камень второй. Артикуляционный аппарат

Секрет хорошего выступления — расслабленный артикуляционный аппарат. Он отвечает за создание и произношение звуков — главные инструменты в «речевом оркестре». Чтобы щеки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо, глотка и гортань производили чёткие звуки, нужно просто постараться их расслабить.

Звучит проще, чем кажется: внутренний психологический барьер может сковывать челюсти, шею и язык, что приводит к неправильному произношению. Что со всем этим делать? Перед публичным выступлением просто выполните несложные упражнения.

Приоткройте губы. Это расслабит мышцы вокруг рта и глаз, вы перестанете щуриться и морщиться.

Сделайте выдох с вибрацией губ. Должен получиться эффект «фыркающей лошади».

Запрокиньте голову назад и максимально откройте рот, зевните или изобразите звук зевания. Это одно из самых эффективных упражнений на расслабление мышц челюсти и голосовых связок.

Не «сковывайте» дыхание, расслабьте диафрагму и выдыхайте легко и свободно.

Подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. Этот трюк вводит организм в состояние нехватки кислорода, когда мозг снижает скорость процессов в организме, автоматически успокаивается дыхание.

Чтобы подготовить голос к работе, можно сделать упражнение Шаляпина. Он по утрам дразнил своего пса: сначала рычал, а затем повторял «ав-ав-ав». Певец таким образом разогревал и расслаблял гортань. Главное, следите, чтобы собака вас не укусила.

Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.

Камень третий. Чёткость

Скороговорки — занимают верхние строчки хит-парада по скорости и эффективности исправления дикции. Важные условия: произносите их громко и чётко, не старайтесь сразу сделать это быстро. Уделите внимание тем скороговоркам, где есть проблемные для вас звуки.

На тренировку шипящих:

Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу. У Танечки — тачка, а у Анечки — печенья пачка. Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Для тренировки глухих согласных «к» и «п» в конце слов:

Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. У перепелa и перепелки пять перепелят. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. В Луку Клим луком кинул.

Для раскатистого «ррр»:

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру — на Фрола Лавру навру. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. Дровоколорубы рубили дубы на срубы.

Для мощного «Т» в конце и средине слова:

Ткёт ткач ткани на полотки Тане. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шел к тополю Толя. От топота копыт пыль по полю летит.

Камень четвертый. Просто повторяйте

У нашей музыкальной школы есть свой вокальный блог на ютюбе. Называется он «Не пой при мне». Ниже 4 видео, в которых мы показываем упражнения на дикцию, которые используем в своей ежедневной практике.

Читать еще:  Непроходимость носослезного канала у ребенка симптомы и лечение

Артикуляция | Выпуск вокального блога школы «Не пой при мне»
Дикция часть 1 | Выпуск вокального блога школы «Не пой при мне»
Дикция часть 2 | Выпуск вокального блога школы «Не пой при мне»
Дикция часть 3 | Выпуск вокального блога школы «Не пой при мне»

Главное для оттачивания правильной дикции — постоянство тренировок. Именно усердие привело Демосфена на политические подмостки и сделало великим оратором. Чем вы хуже?

Константин , ваша заявка уже на почте у администратора.

Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.

  • слабо развитые мышцы органов артикуляции;
  • проблемы с зубами;
  • короткая уздечка языка;
  • дефекты слуха;
  • сбои дыхания;
  • заболевания ЦНС .

Причины, вызывающие неправильное произнесение звуков, могут иметь врожденное или приобретенное происхождение, поэтому так важно перед началом тренировок обратиться за профессиональной помощью к речевому терапевту. Только под пристальным наблюдением врача-логопеда , благодаря своевременной корректировке лечения и комбинированному применению различных методик можно навсегда избавиться от досадных дефектов речи.

Для поддержания эффекта занятий с логопедом и ускорения процесса коррекции дикции необходимо заниматься дома, причем делать это надо систематически и планомерно, не откладывая на потом. Только постоянная работа принесет ощутимые результаты.

Занимаясь самостоятельно, следует помнить, что только комплексный подход поможет справиться с неправильным произношением. Для этого необходимо выполнять ряд упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, и отрабатывать произношение проблемных звуков.

Говорите красиво: упражнения для развития дикции и артикуляции у взрослых

Кто приходит к специалистам по технике речи, чтобы получить упражнения для развития дикции и артикуляции? Могу сказать, что в большинстве своем это взрослые люди, чья деятельность связана с коммуникациями. Людям важно продуктивное общение и выстраивание отношений со своими зрителями, учениками, последователями, клиентами (особенно потенциальными). Причем не всегда для деловых отношений, зачастую и для личных.

Для чего нужна четкая дикция каждому человеку и нужна ли?

Давайте вспомним героя мультфильма «Падал прошлогодний снег». По словам автора, он ловко скроен, ладно слеплен, в общем «орел — мужчина». Правда, есть у него недостаток — он не выговаривает некоторые буквы и цифры. Судя по тому, что с работой у этого «орла — мужчины» не клеится, а семья держится за счёт того, что жена попалась «строгая и авторитетная», окружающие регулярно понимают его неправильно. Согласитесь, что серьёзно воспринимать человека с такой речью трудно, а ещё сложнее общаться с ним. Конечно, “сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!”

Наверное, вы и сами замечали, что некоторые люди быстро находят работу, легко знакомятся с представителями противоположного пола и за пять минут становятся “своим” для любой аудитории. Очень часто мы это объясняем тем, что люди “красиво говорят” или у них хорошо “подвешен язык”. А это возможно только когда у людей хорошая дикция.

К сожалению, хорошая дикция не всегда дается от природы. Часто это связано с тем, что ребенок в детстве, подражая взрослым, усвоил неправильное произношение. Поэтому дикцию нужно развивать, чтобы:

  • Вас понимали окружающие. А информация, которую вы пытаетесь донести, воспринималась легко, несмотря на сложность темы.
  • Вы могли производить приятное впечатление во время выступления или собеседования на работу, на деловой встрече или свидании.
  • Привлекать внимание в любой аудитории. Хорошим рассказчиком, приятным собеседником можно стать развивая четкое произношение и голос.

Великий режиссер и педагог К.С. Станиславский придавал огромное значение правильному произношению, дикции. По его мнению, если актеры не преодолеют эту проблему, то они обязательно столкнуться с трудностями на сцене. Это утверждение актуально для каждого, кто стремиться выступать, делать карьеру, заводить новые связи и знакомства.

Особенности правильного произношения у взрослых

Иногда плохая дикция связана с дефектами речевого аппарата, имеющих врожденный характер: неправильный прикус, патология строения губ или челюстей, уздечки языка. Такие недостатки исправляются только путём медицинского вмешательства. Но самым распространенным недостатком, который проявляется у взрослых людей, с нормальным артикуляционным аппаратом, является нечеткая дикция.

Каждый из нас был в такой ситуации: слушаешь выступление оратора, ведешь беседу или присутствуешь на презентации. А выступающий мямлит, гундосит, “нукает”. Слушать невозможно, хочется чтобы презентация или диалог поскорее закончились. Никому не нравится напрягаться и переспрашивать. А тем более покупать у такого продавца или консультанта.

Вот как это выражается на практике:

  • торопливая и поэтому весьма неразборчивая речь, проглатывание слогов в середине и в окончании слов;
  • “ленивое” произнесение согласных звуков, когда «Ч» превращается в «Ц», вместо «Ж» говорят «З», а «Щ» меняют на «С» — ведь так легче!
  • вялый артикуляционный аппарат, когда рот еле открывается и отсутствуют паузы и интонации.

Ситуация усугубляется, когда обучение проводит специалист у которого дикция, мягко говоря, “хромает”. Естественно качество обучения падает, оно становится не эффективным. Студенты плохо усваивают материал. Если для обучения к тому же применяются технические средства (микрофон, интернет), то требуется особо четкая речь.

Типичная проблема для неопытного преподавателя и неумение “держать темп” на протяжении всего занятия. Если сначала речь звучит внятно, свежо и бодро, то к концу выступления явно не хватает дыхания и энергетики. Как говорится: “Начал за здравие, а кончил за упокой”.

Причины таких изменений:

  1. недостаточно развитые лицевые мышцы, ответственные за артикуляцию;
  2. существуют проблемы с постановкой голоса;
  3. недостаточный опыт по владению энергетикой и темпом речи.

Особенно важна хорошая дикция, если вы, по роду своей деятельности, часто выступаете перед аудиторией, записываете аудио или видеовыступления. Знайте, что качество вашей работы и уровень восприятия выданной вами информации, непосредственно зависят от манеры вашего изложения.

Особенность развития дикции у взрослых людей заключается в том, что правильное произношение звуков укоренить гораздо сложнее, чем детям. Если за много лет человек привык произносить слова по-своему, то ему приходится работать не только над произношением, но и над психологическим самовосприятием речи.

При помощи определенных упражнений и тренировок, можно исправить невнятную дикцию и добиться четкости речи. Актеры и дикторы обычно используют такие методы:

  • регулярное повторение сложных звукосочетаний и скороговорок;
  • запись своей речи и прослушивание для выявления недостатков;
  • фитнес для артикуляционного аппарата.

Секреты тренировки артикуляторов для четкого произнесения звуков

Слово артикуляция происходит от латинского articulo (членораздельно произношу) и обозначает движение и положение всех речевых органов, необходимое для точного произнесения звуков в составе слова. От нее зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Точности произношения можно добиться, тренируя свои артикуляторы.

Читать еще:  Лейкоз – симптомы у детей которые важно заметить сразу

Главных артикуляторов, участвующих в процессе звукообразования всего 3: губы, язык и нижняя челюсть. А еще на качество звучания влияют лицевые мышцы на щеках, положение верхнего неба и гортани. Чтобы получить четкие звуки, нужны тренировки — фитнес, когда мы учимся поочередно то напрягать группы мышц, то расслаблять их.

Для правильного произношения важно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое нёбо и нижнюю челюсть для каждой буквы алфавита. Давайте-ка для начала проверим в каком состоянии находятся ваши артикуляторы на данный момент?

Смотрите на себя в зеркало и попробуйте сделать вот что:

  1. Произнесите гласные И — Э — А — О — У — Ы. Обратите внимание — вытянулись ваши губы в форме рупора на звуке “У”? А рот открылся в форме круга во время произнесения звука “А”? Если этого не произошло, то вам пора уделить время развитию артикуляции.
  2. Протестируйте и подвижность языка — сверните его трубочкой; попробуйте выставить изо рта и сделать тонким, как змеиный; дотянуться им до носа. Ну как?
  3. А теперь диагностируем насколько закрепощена ваша нижняя челюсть. Для этого максимально откройте рот и попробуйте вставить между зубами сложенную ладонь без большого пальца. Этот трюк без смещения пальцев удается немногим, и это означает, что с артикуляцией не всё так благополучно, как хотелось бы.

Что со всем этим делать?
Начинать заниматься развитием артикуляции, ведь привычка говорить четко, выработанная однажды, сохраняется на всю жизнь.

С чего начать?
Нечего хвататься за самые сложные скороговорки пока не укреплены мышцы ваших артикуляторов. Как в любом фитнесе — сначала разогрев, потом растяжки и сложные элементы.

Несколько эффективных упражнений, чтобы обеспечить прилив крови и мышечный разогрев:

Губы

  • при сомкнутых губах помассируйте кончиком языка верхнюю и нижнюю десну вправо-влево по 4 раза;
  • под губами делайте кончиком языка круговое вращательное движение 4 раза в одну и 4 раза в другую сторону;
  • изобразите “Водоворот” скользя внутренней стороной губ по зубам из положения на звук “У” в положение на звук “А”.

После этого наверняка почувствуете, что мышцы устали. Чтобы сбросить напряжение — сделайте выдох с вибрацией губ, чтобы было похоже на фыркающую лошадку.

Язык

  • выставьте язык изо рта и покусывайте его от кончика к корню и обратно 6 — 8 раз. А потом «пожуйте» язык справа и слева боковыми зубами;
  • делайте “уколы” языком то в одну, то в другую щеку. Сначала задерживайте в крайнем положении на 4 счёта, потом ускорьте движение языка насколько возможно. И на последнем этапе — делайте двойной “укол” в каждую щеку.

Челюсть

  • плавно подвигайте челюстью вправо-влево 4 раза;
  • выдвигайте нижнюю челюсть то вперед, то прячьте под верхней 8 раз;
  • оттяните челюсть вниз насколько возможно, зафиксируйте руками и одновременно старайтесь закрыть рот. Это растяжка, она всегда болезненная. Поэтому начинайте с 5-6 секунд противодействия и постепенно увеличивайте время.

После оттяжки расслабьте мышцы — легко похлопайте себя по щекам и погладьте от подбородка к ушам. Потом опустите голову и “потрясите” свободно свисающим подбородком вправо-влево со звуком “бы — бы — бы” точно так, как это делают лошади.

После этого небольшого комплекса, разогревающего артикуляционный аппарат, можно усложнить упражнения и перейти к отработке согласных и гласных звуков.

Лучшие приемы и упражнения для развития дикции и артикуляции

После артикуляционного фитнеса и отработки звуков, можно переходить к звукосочетаниям. Надо научиться говорить их без запинок, подмены согласных и частичного «проглатывания». Набор звукосочетаний, которые сложно произнести у каждого может быть индивидуальным. К примеру, кому-то проще произнести: РЛИ-РЛЭ-РЛА-РЛО-РЛУ-РЛЫ, чем ЛРИ-ЛРЭ-ЛРА-ЛРО-ЛРУ-ЛРЫ.

Хотя есть и такие звуковые ряды, которые для всех представляют определенную трудность. Используйте также прием чередования, который зачастую усложняет задачу. Второе усложнение — ускорение темпа.

ЛРЫ-ЛРИ,
ЛРЭ-ЛРЕ,
ЛРА-ЛРЯ,
ЛРО-ЛРЁ,
ЛРУ-ЛРЮ.
КТПЫ-КТПИ,
КТПЭ-КТПЕ,
КТПА-КТПЯ,
КТПО-КТПЁ,
КТПУ-КТПЮ.
МВЗБЫ-МВЗБИ,
МВЗБЭ-МВЗБЕ,
МВЗБА-МВЗБЯ,
МВЗБО-МВЗБЁ,
МВЗБУ-МВЗБЮ.

Считаются сложными еще и вот такие звукосочетания:
ШРА, РЛА, ЧРА, ДЖРА, ВРЖА, ЗДРА, КСТА, КТЩА, МФА, ТЛЗА, из которых следует выстраивать звуковые ряды,поочередно проговаривая со всеми 10-ю гласными, включая йотированные.

Когда даже самые неудобные звукосочетания станут даваться легко — читайте фразы, в которых сгруппированы слова с подобными сочетаниями:

И чтобы дать своему речевому аппарату совершенствовать уже освоенные навыки — научитесь проговаривать их быстрее.

Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?

Скороговорки станут следующим вашим шагом к чёткой дикции. Вот серия современных скороговорок, которые помогут вам тренировать различные группы согласных. Поэтому такой набор позволит развивать нашу дикцию гармонично.

  1. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии
  2. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок
  3. На ура у гуру инаугурация прошла
  4. В сиреневенькой кометичке — сиреневенькая зубовыковыривательница
  5. На винте, видать, видна виды видавшая Винда
  6. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь
  7. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв
  8. Невзначай зачали чадо до бракосочетания
  9. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  10. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

И коль уж у вас дело продвинулось до освоения скороговорок, то позвольте спросить: как вы это делаете? Много раз на занятиях мне доводилось видеть, как люди спотыкаются в каком-то месте скороговорки, останавливаются и начинают сначала, и снова спотыкаются. Причем спотыкаются в том же самом месте, на том же слове или звукосочетании! И опять начинают сначала…. вы так же тренируетесь?

А что можно как-то иначе? — возможно подумали вы. Представьте себе, что вы со стороны наблюдаете за человеком, который несет в руках или на голове полный сосуд, и для него очень важно пройти свой путь спокойно и гладко, без спотыканий. Но… на его пути встречается камушек, упс! Вода проливается и человек снова возвращается, чтобы наполнить свой сосуд, доходит до злополучного камня и снова спотыкается!

Вот наглядный пример того, как подобное отношение к освоению скороговорок, выглядит со стороны. Прямо скажем, смешно это, но к намеченному результату, а в нашем случае — улучшению четкости речи это не приводит, увы. Какой совет по изменению стратегии вы могли бы даль спотыкающемуся человеку? Полагаю, что как минимум 3 варианта можно предложить: убрать камень, обойти или переступить, так ведь?

Читать еще:  Симптомы бокового амиотрофического склероза и методы лечения

Теперь вы понимаете, что аналогично стоит поступать и с тренировкой скороговорок. Прежде всего, если споткнулись на конкретном слове, не торопитесь договаривать или возвращаться к началу текста. Сложные для произнесения одно или два слова скажите отдельно 8-10 раз сначала медленно, а потом ускоряясь.

На видео студенты выполняют задание, которое за счёт подключения интонаций и акцентов в речь облегчает произнесение «вредных» скороговорок.

Дело в том, что многократно повторяя одни и те же слоги в словах, наше сознание постепенно утрачивает смысловую связку между ними, а говорить абракадабру гораздо сложнее, чем осмысленный текст. Так что привносите в работу над скороговорками логические ударения — доносите смысл.

Надеюсь, теперь вы понимаете, что освоить упражнения для развития дикции и артикуляции очень важно. Да, этот процесс займет какое-то время, но поверьте, что результат того стоит! Улучшения, которые вы почувствуете, навсегда изменят ваше общение и манеру выступать. А улучшить дикцию в более короткий срок вы сможете благодаря обратной связи и персональному подходу специалиста по технике речи. Тренер может предоставить вам видеозаписи ваших занятий и конспект с упражнениями.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как разучивать скороговорки

Разучиваем скороговорки по правилам.

  • Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
  • Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
  • Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
  • Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
  • Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
  • Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?

30 скороговорок для отработки «трудных» звуков

  1. От топота копыт пыль по полю летит.
  2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  3. Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
  4. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
  5. Хвалю халву.
  6. У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.
  7. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  8. Рододендроны из дендрария даны родителями.
  9. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
  10. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  11. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  12. Около кола колокола, около ворот коловорот.
  13. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
  14. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  15. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
  16. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
  17. «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
  18. Король-орёл.
  19. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
  20. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
  21. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
  22. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  23. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
  24. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  25. Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
  26. Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  27. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
  28. Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
  29. Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
  30. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь.

Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!

Анна Калинина-Артемова

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector