Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интегрированное логопедическое занятие Перелётные птицы

Интегрированное логопедическое занятие Перелётные птицы

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»
Интегрированные занятия
Автор: Королева Анна Владимировна, Кукушкина Галина Николаевна
06.10.2017 21:40

Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»

Многолетний опыт показывает, что только согласованная работа логопеда и психолога в условиях логопедического пункта дает устойчивые положительные результаты в коррекции нарушений развития речи и сенсомоторной сферы, что помогает ребенку полноценно общаться со сверстниками, успешно развиваться и обучаться. Без этого взаимодействия невозможно добиться необходимой коррекционно – развивающей направленности образовательного процесса и построения индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Предлагаем вашему вниманию конспект одного из интегрированных занятий, которое проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом.

Занятие подготовили и провели:

  • Учитель – логопед: Кукушкина Галина Николаевна
  • Педагог – психолог: Королева Анна Владимировна

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная

Цель: закрепление предлогов по теме «Зимующие птицы», включение детей в занятие, создание доверительной, сказачно – волшебной обстановки.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • Расширять и обогащать словарь по теме.
  • Закреплять у детей правильное употребление предлогов – в, на, под, уточнять их пространственное значение
  • Развивать связную речь
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, умение ориентироваться в пространстве
  • Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами

2. Воспитательные:

  • Воспитывать активность и внимание на занятии
  • Воспитывать желание говорить красиво и правильно
  • Воспитывать эмоциональное отношение к происходящим событиям
  • Воспитывать гуманное отношение к природе.

Оборудование: птица сорока (игрушка); снежинки; дерево; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки для составления схемы предложения; сигнальные карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; аудиозапись ветра.

(психолог вносит игрушку сороки)

Психолог: Ребята, к нам из зимнего леса прилетела птица. Что это за птица?

Психолог: Сорока рассказала, что в лесу случилась беда. (Звучит аудиозапись с шумом ветра). Налетел северный ветер, унёс снежинки и теперь деревья замерзают без снега. Как вы думаете, почему деревьям холодно?

Дети: Снег согревает деревья, он сохраняет тепло.

Психолог: А кому ещё холодно зимой в лесу? (Птицам и зверям) Сорока просит помочь деревьям и птицам. Поможем?

Психолог: Представьте, как холодно деревьям, птицам и мы тоже замёрзли.

(дети напрягают мышцы всего тела)

Психолог: Что нужно делать, чтобы согреться?

Дети. Нужно двигаться.

Психолог:

А в лесу мороз и ветер,
По лесу гуляют дети,
Руки, руки потирают,
Руки, руки согревают.

Не замерзнут ручки – крошки
Мы похлопаем в ладошки.
Дружно хлопать мы умеем,
Вот так руки мы согреем!

Чтоб не мерзли наши ноги
Мы потопаем немного,
Дружно топать мы умеем,
Вот как ноги мы согреем!

Психолог: Мы согрелись, а теперь давайте поможем зимнему лесу и птицам. Как мы можем помочь?

Дети: Надо вернуть снежинки в зимний лес.

Психолог: (Находит большую снежинку, на ней написано послание от ветра, читает послание).

«Чтобы вернуть снежинки в лес вам нужно потрудиться, выполнить следующие задания».

Психолог. За каждый правильный ответ будем возвращать снежинки на деревья. Нужно быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное – правильно говорить. Ребята, а кто нас учит правильно говорить?

Психолог: Я думаю, что логопед поможет нам выполнить задания.

Логопед: Ребята, чтобы вернуть снежинки в лес, надо найти куда их спрятал ветер.

Давайте посмотрим внимательно вокруг. Где вы видите снежинки? (дети поднимают снежинки, говорят, где они лежали и отдают их логопеду)

Дети: Снежинка лежала под столом. (Под стулом, под шкафом, на столе, в коробке…)

Логопед: Какие маленькие слова (предлоги) помогли вам найти снежинки?

Дети: В, на, под. (логопед вывешивает на доске схемы предлогов)

Логопед: Ребята, нам нужно выполнить все задания и вернуть эти снежинки в лес.

Первое задание. (Загадки)

Логопед:

Непоседа птица эта –
Одного с березой цвета (Сорока)

В серой шубке перьевой
Ив морозы он – герой!
Скачет, на ветру резвится!
Не орел, а все же птица. (Воробей)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица)

(Дети отгадывают загадки, логопед за каждый правильный ответ даёт снежинку и выставляет на доске картинки с изображением зимующих птиц.)

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Логопед: Почему их называют зимующими?

Дети: Потому что они не улетают в тёплые края, остаются зимовать.

Логопед: Молодцы, ребята! Можно вернуть несколько снежинок в лес. (Дети помещают снежинки на дерево).

Логопед: А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете зимующих птиц.

Игра «Угадай …»

У детей на столах по две сигнальные карточки с изображением снежинки и солнышка. Логопед показывает картинку, дети называют птицу, определяют, зимующая это птица или перелётная и поднимают соответствующую сигнальную карточку.

Игра «Расскажи, где птица»

Логопед: А теперь послушайте следующее задание. Нужно определить, где спрятались зимующие птицы. Вспомните и назовите маленькие слова, которые помогали нам определить, где находились снежинки. (На доске – схемы предлогов в, на, под, картинки с изображением синицы, снегиря, сороки, воробья и картинка с изображением дерева с дуплом).

Составьте, пожалуйста, предложения, используя схемы маленьких слов. (Дети составляют предложения).

— Дятел спрятался в дупло.
— Снегирь сидит на ветке.
— Воробей сидит под деревом на снегу.
— Синица спряталась в ветках ели.

Логопед: Составьте, пожалуйста, схему предложения: «Снегирь сидит на ветке»

(Дети выкладывают на столах схему предложения).

Логопед: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Какое последнее слово? Перед каким словом находится маленькое слово (предлог) на?

(После выполнения задания логопед даёт детям несколько снежинок, чтобы они повесили их на деревья.).

Динамическая пауза. (речь с движением)

Мы по лесу гуляли,
Дружно мы сорок считали:
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо всех пересчитать.

Сосчитать мы их хотели,
Но сороки улетели!

Упражнение «Покорми птичку»

Психолог: А сейчас ребята, давайте покормим птиц, которые встретились нам в зимнем лесу. У вас на столах кормушки, на которые слетелись птицы. Нарисуйте им зёрнышки. Сначала покормите птицу в верхнем левом углу, затем в нижнем правом, в центре кормушки.

(Дети получают снежинки за выполненное задание и украшают ими дерево).

Психолог: Ребята, посмотрите. Все деревья укутаны снегом. Теперь им не страшен мороз. Вспомните, какие задания мы выполняли. Сорока благодарит вас.

Психолог: Теперь деревьям тепло и уютно, они не замёрзнут зимой. Мы сейчас возьмёмся за руки, почувствуем тепло наших рук, улыбнёмся друг другу.

Тематический урок для детей «зимующие и перелетные птицы»

Тематический урок строится очень просто, если при этом используются изображенные на фотографиях или рисунках зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей просто необходимы, иначе они не смогут сформировать устойчивые зрительные образы и запомнить новую для них информацию. Зрительное восприятие обычно хорошо развито уже в дошкольном возрасте, поэтому начинать изучение подобного материала можно с ребятишками-дошкольниками.

Занятие на тему зимующие птицы традиционно начинается с простого вопроса – почему зимой птицам становится сложно жить в холодных краях? Так мы озвучиваем главную проблему урока и ищем ее решение.

Обычно детки предлагают варианты ответов, указывающие на некомфортные условия жизни зимой: холод, боязнь замерзнуть. Опровержением этой теории служит тот факт, что у птичек хорошо развито оперение, а значит – холод им не страшен. (Вспомним гусиный или лебяжий пух, которым набивают пуховые куртки – теплую зимнюю одежду, которую с удовольствием в любой мороз носят люди).

Плавно подводим ребенка к размышлениям о том, какие еще есть потребности у каждого представителя царства животных, в том числе – птицы. Выходим на ключевую потребность живого организма – питательные вещества, и вспоминаем, что обычно входит в рацион птиц: насекомые, ягоды и другие плоды.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Определите, пожалуйста, 3-й звук в слове здравствуйте и 1-й звук в слове ребята.

Ученики: В слове здравствуйте 3-й звук «Р». В слове ребята 1-й звук «Рь».

Логопед: Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, закреплять звуки «Р» и «Рь».

II. Отгадывание загадок. Тема занятия.

1. А вот о чём ещё мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки.

1-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

Ученики: Это время года – весна.

2-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …

Ученики: Это птица.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о птицах.

2. К нам прилетела «синяя птица удачи». Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача. Назовите, пожалуйста, части тела птицы.

Ученики: У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.

Логопед: Как называется детёныш птицы?

Ученик: Детёныш птицы называется птенец.

3. Игра «Большой – маленький» с перекидыванием мяча.

Голова – головка, глаза – глазки, клюв – клювик, перо – пёрышко, хвост – хвостик, крылья – крылышки, лапы – лапки.

III. Перелётные птицы.

1. Беседа с опорой на вопросы логопеда.

Логопед: Что делают птицы весной? Все ли птицы весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Как называют птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете (по цепочке).

Логопед выставляет картинки птиц, которых называют ученики (если таковые имеются). Затем логопед добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».



2. Игра: «Кто лишний?»

Логопед: Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?

Ученики: Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.

Логопед: Верно, молодцы! А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц, в названии которых есть звук «Р» или «Рь».

Ученики выбирают картинки, на которых изображены: скворец трясогузка, грач, жаворонок.

Логопед: Верно, молодцы! Итак, они прилетают к нам весной. Давайте покажем, как они летели.

3. Упражнение для мелкой моторики рук: «Птички»

Птички полетели («Птички» – ладони к себе, перекрестив большие пальцы),
Крыльями махали (махи ладонями).
На деревья сели («Деревья» – ладони с широко расставленными пальцами),
Вместе отдыхали. («Птички»)

4. Логопед: Сейчас ребята вам загадают загадки, а вы попробуйте их отгадать, только выслушайте до конца (проверка домашнего задания):

3-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

4-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Ты его узнаешь сразу:
белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
первый вестник тёплых дней.

Ученики: Эти загадки про грача.

Логопед: В загадке описывается грач. Какой он?

Ученики: Грач белоклювый, черноглазый.

Логопед: Если сравнить по размеру воробья, грача и цаплю, грач какой?

Ученики: Грач мельче цапли, но крупнее воробья.

5. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: У грача чья голова? хвост? крыло? перья? клюв?

Ученики (по цепочке с перекидыванием мяча): У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.

Логопед: Подберите, пожалуйста, схему слова грач и объясните, почему вы её выбрали.

На выбор предлагается несколько звуковых схем:

Ученики: К слову грач подходит вторая схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твёрдый звонкий согласный звук, Р – твёрдый звонкий согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий глухой согласный звук.

Логопед: Правильно.

6. Образование родственных слов от слова грач:

  • Птенец (птенцы) грача – грачонок, грачата
  • Их мать – грачиха
  • Их гнёзда – грачиные
  • Скопление гнёзд – грачевник (Выставляется карточка со словом грачевник)

7. Согласование числительного с существительным.

Логопед: Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Попробуйте сосчитать сколько грачей вы видите.

Ученики: Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей, шесть грачей, семь грачей, восемь грачей, девять грачей, десять грачей. …

Логопед: Достаточно. Одним словом скажем – много грачей прилетело.

IV. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну»

на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

Грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Беседа по содержанию.

  • Где зимуют грачи?
  • Какие птицы возвращаются первыми весной?
  • Когда возвращаются грачи?
  • Как грачи вьют гнёзда?
  • Как грачи устраивают свои грачевники?
  • Как грачи защищают свои жилища?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

V. Физминутка.

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.

VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

VII. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

  • Как зимуют грачи?
  • Где и как строят жилища?
  • Как ведут себя грачи в грачевнике?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

VIII. Итог занятия.

IX. Домашнее задание.

Пересказать родителям рассказ «Грачи открыли весну», чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

Использованная литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе. М., 2003.
Читать еще:  Эндоцервицит что это такое причины симптомы диагностика и лечение
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector