Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм ( от латинских слов electus – «избранный» и mutus –«немой») – это выборочное или избирательное молчание, немота. Страдающий этим психическим расстройством ребенок прекрасно слышит и понимает речь, может говорить, но в определенных ситуациях отказывается это делать.

Причины, симптомы и лечение мутизма у детей

Лечение мутизма обладает характерной спецификой, так как сопровождается полным молчанием пациента, при этом у него полностью сохранены речевые функции, он способен слышать и полностью понимать, что говорят окружающие. Лечение мутизма у детей, с точки зрения неврологии рассматривается, как невротическое нарушение функций речи. С точки зрения психологии лечение избирательного мутизма у детей рассматривают в качестве психических отклонений. В зависимости от того, какие причины стали следствием развития заболевания, лечение мутизма может проводиться как в стационаре, так и амбулаторно. Если необходимо проводить сложные диагностические процедуры, или требуется хирургическое вмешательство, то лечение ребенка проводится в стационаре. По сей день не существует в медицине универсального способа проведения лечения данного заболевания. К примеру, лечение мозжечкового мутизма после операции имеет свои особенности по сравнению с элективным мутизмом.

Симптомы и методы лечения мутизма у детей

Данное заболевание имеет ярко выраженные симптомы, которые позволяют говорить о диагнозе и необходимости лечения элективного мутизма. Самыми распространенными признаками заболевания являются:

  • немота, ребенок отказывается от общения;
  • продолжительность немоты составляет не менее чем один месяц;
  • у ребенка полностью сохраняется сознание;
  • в речевом аппарате не наблюдается патология;
  • молчит только при общении с определенными людьми;
  • у него полностью сохранена письменная речь и при написании он правильно, логично формирует свои мысли;
  • активно пользуется невербальными методами для общения с другими людьми.

Кроме того, в современная медицина выделяет еще несколько классификаций данного заболевания, в зависимости от расстройств:

  • Избирательный, или элективный мутизм у детей, симптомы и лечение направлено на восстановление речи, которая пропадает у ребенка только при наступлении определенных ситуаций.
  • Акинетический мутизм. Он проявляется в виде нарушения речевого аппарата, двигательных возможностей.
  • Апаллический синдром. При нем ребенок никак не реагирует на внешние раздражители, это состояние очень похоже на кому.

Лечение селективного мутизма у ребенка

Лечение мутизма у детей в первую очередь предусматривает комплекс мероприятий, среди которых медикаментозное лечение и использование психотерапевтических процедур. Лечение элективного мутизма у детей в каждом случае определяется индивидуально. Во внимание принимается вид синдрома, физическое состояние пациента, в каком общем психическом состоянии находится больной, личностные особенности ребенка и т.д. Если говорить об избирательном мутизме, то, как правило, здесь достаточно психологической поддержки ребенку для полного излечения от недуга. Что касается акинетического мутизма, то в данном случае потребуется хирургическое вмешательство, чтобы устранить основную причину, которая вызвала нарушение речевого аппарата, т.е. способности ребенка произносить слова, фразы, предложения. Это может быть связано с удалением опухоли или гематомы. Нередко лечение мутизма связано с применением лекарственных препаратов. Но в большинстве случаев при лечении данного заболевания используется комплексный подход. Наряду с применением вышеназванных методов ребенок занимается дыхательными упражнениями, посещает сеансы массажа, лечебную гимнастику, фототерапию и т.д.

Классификация

Среди основных речевых расстройств у детей мутизм является достаточно распространенным. Формы этого заболевания:

  1. Мутизм элективный – ребенок полноценно, активно общается с родными и близкими, но попав в незнакомую обстановку, полностью отказывается говорить и замыкается в себе.
  2. Акинетический тип – связан с патологическими изменениями в работе нервной системы и головного мозга.
  3. Избирательный тип – малыш может хорошо общаться только с определенными людьми и при определенных обстоятельствах; в других случаях его модель поведения полностью меняется, и он замолкает.
  4. Фобический тип – развивается на фоне психологических травм, сильных стрессов и потрясений.
  5. Апаллический мутизм – одна из наиболее сложных, тяжело протекающих форм заболевания, связанная с патологическими процессами в головном мозге.

Даже при условии правильно подобранного и своевременно начатого лечения ребенок, страдающий апаллическим мутизмом, крайне редко полностью выздоравливает.

Самыми распространенными считаются избирательный и элективный типы патологии. Элективная форма заболевания носит психогенный характер и чаще всего связана со сменой привычной для детей окружающей среды.

Читать еще:  Симптомы повышения давления до 8050 и опасности патологии

Симптоматика патологии

Кроме того что ребенок молчит, есть и другие признаки представленного заболевания:

  1. Неполное исчезновение вокализации, то есть маленький пациент может общаться с узким кругом людей, например только родителями.
  2. Частые депрессии, повышенная тревожность.
  3. Страхи, которые могут переходить в фобии.
  4. Энурез.
  5. Возможные нарушения развития речи.
  6. Некоторые проблемы с интеллектом.
  7. Сложности с процессом адаптации в обществе.
  8. Нарушение волевой активности личности, проявляющееся в том, что ребенок категорически отказывается разговаривать с теми людьми, которые не входят в круг его доверенных лиц.
  9. Пугливость.
  10. Нарушение сна и аппетита.

Элективный мутизм у взрослых, а также подростков, проявляется гораздо сложнее. Клиническая картина в этом случае более разнообразна.

Разновидности мутизма

Классифицировать мутизм можно по различным признакам:

1. По интенсивности проявления:

  • Кратковременный (ситуационный).
  • Постоянный (элективный).
  • Тотальный.

2. По длительности характера:

  • Транзиторный.
  • Континуальный.

3. В зависимости от воздействия психической травмы:

  • Истерический. Он провоцируется сильным психическим шоком, вследствие которого речь просто отнимается. Эта форма встречается у взрослых и может длиться до нескольких недель.
  • Логофобический. Такой мутизм больше присущ школьникам. Он возникает вследствие непреодолимого страха услышать собственную речь. У взрослых этот тип патологии практически не встречается.
  • Смешанный.

В дошкольном, а также младшем школьном возрасте проявляется патохарактерологический мутизм. Главной причиной такого состояния является изменение привычной обстановки ребенка. Оно характерно для тех детей, у которых наблюдается очень сильная привязанность к дому, робость.

Есть еще одна классификация патологии:

  • Элективный мутизм, коррекция которого в большинстве случаев удачна. Он заключается в том, что речь отсутствует только в определенных ситуациях.
  • Акинетический. В этом случае, помимо речевых нарушений, у пациента присутствуют и двигательные расстройства.
  • Апалический. Это самая сложная форма болезни, которая выражается в полном отсутствии реакции на внешние раздражители.

—> Социофобии нет! —>

—> —>Меню сайта —>

Тесты

—> —>Категории раздела —>

Друзья сайта —>


Статистика сайта —>

В конце XIX века началось интенсивное изучение мутизма во Франции, там его чаще всего рассматривали в рамках истерии; это было связано с традицией, идущей от Жана-Мартена Шарко, который описал мутизм, как одно из проявлений истерического невроза (1878). М. В. Соловьева (1939) упоминает в качестве одного из родоначальников более дифференцированного подхода к проблеме мутизма французского ученого Флоренвиля, который в 1910 году, подразделил последний на «абсолютный, относительный, добровольный и недобровольный». Такое деление основывается на степени глубины поражения речи, его длительности и участии в его оформлении волевых процессов. При «добровольном» мутизме больной не говорит из-за каприза, упрямства, в знак протеста. При «недобровольном» мутизме имеется, по Флоренвилю, абулия и заторможенность всех функций. «Относительный и абсолютный» мутизм это практически то, что позднее стало рассматриваться как элективный и тотальный мутизм.

Значительным вкладом в изучение истерического мутизма была известная работа Эрнеста Кречмера (1888-1964) «Об истерии», рассматривающая мутизм как одну из разновидностей защитных реакций («мнимая смерть»). По Э. Кречмеру, в рамках сильных аффектов или в ситуациях, угрожающих престижу личности, ее самооценки, могут быть приведены в действие филогенетически более древние формы реакций, в результате чего возможны самые разнообразные психические расстройства, в том числе и мутизм.

С середины 20-х годов XX столетия в психиатрии начинает становиться популярной психоаналитическая концепция, которая отражается и на трактовке мутизма. С 1927 года стали публиковаться работы известного французского психиатра Жоржа Эйера с сотрудниками. В частности J. Heuyer et Morgenstern (1927) описали мутизм у 9-летнего мальчика, страдавшего наследственным нарушением мышечной системы и судорожными припадками, с позиций классического психоанализа: мальчик стремится обладать (и физически, и чисто умозрительно) матерью, его отец ему в этом мешает, в присутствии отца сын вначале замолкает, а затем вообще не говорит. В течение 3-х месяцев больного лечат от мутизма, проводят ему психотерапевтические сеансы успокоения, равнодушия и снисхождения к отцу — пациент излечивается. Хотя эта работа и пропитана психоаналитическим духом, но в ней уже видны зачатки того, что в дальнейшем привлекало к себе внимание исследователей мутизма: очень часто мутизм — это реакция пассивного протеста личности на различные психические вредности, при этом неважно, против чего протестует больной.

Читать еще:  Желчекаменная болезнь симптомы и лечение народными средствами

В 1932 году вышла статья Н. Heinze, в которой автор пытается анализировать личностные особенности описанных детей, предрасполагающие к возникновению «добровольного» мутизма. К этим особенностям Н. Heinze относит: повышенную чувствительность, отсутствие активности и инициативы, упрямство, капризность, колебания настроения, инфантилизм. Вслед за Августом Гомбургером (1926), он считает, что такие дети готовы противиться всякой новой ситуации, новой нагрузке, страшатся перемены обстановки. Это, наряду с инфантилизмом, способствует возникновению проявлений «добровольного» мутизма.

Большая заслуга в изучении проблемы мутизма принадлежит выдающемуся швейцарскому детскому психиатру Морицу Трамеру (1882-1963). М. Трамер подчеркивал, что элективный мутизм является расстройством, преимущественно встречающимся до 10-летнего возраста. В 1934 году он проанализировал избирательный мутизм, возникавшего у нормально развивавшегося 7-летнего ребенка в ответ на помещение его в школу. В поздних работах М. Трамер рассматривал мутизм как «Fremdangst» (страх перед чужими), но трактует его как задержанный, архаический, оборонительный рефлекс. Предрасполагающими к мутизму факторами он считал наследственную отягощенность психическими заболеваниями и своеобразие характерологических черт у родителей и детей, заболевших мутизмом: пугливость, ранимость, несамостоятельность.

Среди исследований, проведенных в середине XX столетия, заслуживают внимания работы М. В. Соловьевой (1939, 1951), наиболее полно и глубоко освещающие разные аспекты проблемы мутизма в детском возрасте. Элективный мутизм рассматривается автором как проявление своеобразного невроза. Мутизм возникает у детей под влиянием острой или подострой психической травмы или как особенность личностного реагирования у детей со своеобразным складом характера.

Большое внимание уделяет описанию мутизма В. П. Кудрявцева (1956). Она считала, что при сильных психических переживаниях у ребенка может произойти полное торможение уже развившейся речи. Ею приводятся наблюдение случаев мутизма у детей, переживших психические потрясения в военные годы.

Обращает на себя внимание работа А. Вебера (1950) об элективном мутизме, рассматривающая мутизм как регресс на более раннем этапе социально-психологических связей под влиянием неспособности личности установить нужный контакт. А. Вебер трактует мутизм как «сверхнормальную», сильную симбиотическую привязанность к матери и склонность к оральному торможению. Он выделяет «простой реактивный» и «психоневротический» мутизм. Под «простым реактивным» понимается непосредственная ступорозная реакция на актуальные переживания испуга или тревоги. В основе «психоневротического мутизма» лежит аномальная переработка пережитого. Но в обоих случаях автор видит регрессивную невротическую динамику (парциальный механизм «мнимой смерти»). По мнению А. Вебера, психика детей со склонностью к мутизму характеризуется в большинстве случаев депрессивным настроением, робостью, впечатлительностью, склонностью к разнообразной повышенной тормозимости.

Т. П. Симеон (1958) рассматривает мутизм как «нечасто» встречающееся затяжное невротическое состояние, возникающее под влиянием сверхсильных для ребенка психогенных раздражителей. Важное значение она придает органически измененной почве, на которой часто возникает мутизм у детей. Подходя к неврозам с позиций нейрофизиологического учения И. П. Павлова, Т. П. Симеон подчеркивает роль патологического торможения, развивающегося в коре больших полушарий под влиянием психической травмы и захватывающего речевой анализатор. Распространением торможения и его инертностью она объясняет наличие в клинической картине мутизма других психопатологических проявлений: общей двигательной заторможенности, боязливости, длительной фиксации мутизма.

Психиатр Г. Е. Сухарева (1959) рассматривает мутизм в разделе острых психогенных реакций шокового и субшокового характера. По ее мнению, мутизм может возникнуть при умеренно интенсивном шоковом психогенном воздействии, при котором наблюдается «парциальное торможение». Типичным, по Г. Е. Сухаревой, является то, что торможению подвергаются филогенетически наиболее молодые системы и функции, прежде всего функция речи. Она подчеркивает разницу в проявлениях психогенного мутизма у детей младшего и более старшего возраста. У детей школьного возраста и подростков клиническая картина будет значительно сложнее и разнообразнее. У них могут наблюдаться различные реакции личности в связи с затяжным характером мутизма.

R. M. Rauschen (1966) подтверждает мнение других исследователей о том, что мутизм является редким синдромом, встречающимся преимущественно в детском возрасте. Наиболее подвержены мутизму дети дошкольного и младшего школьного возраста. После 9-летнего возраста, по ее мнению, выраженный мутизм, как относительно самостоятельный клинический синдром, почти не встречается. R. M. Rauschen выделяет «простой реактивный мутизм» и «невротический мутизм». Трактовка и клиническое описание синдрома и пре-морбидных свойств личности мало отличаются от взглядов А. Вебера и других исследователей. Для невротического мутизма, по R. M. Rauschen, характерны:
1) возникновение нарушения речевой коммуникации после периода нормального общения с окружающими;
2) отсутствие глобальных нарушений поведения, моторики и мимики (ребенок пытается выражать взглядом и жестом свои желания);
3) преимущественно избирательный характер мутизма, тесно связанный с определенной ситуацией или лицом;
4) частое сочетание с задержкой интеллектуального развития и дефектами речи.

Читать еще:  Кандидозный стоматит у детей причины симптомы лечение

A. Anzien, M. Dugas (1968) считают, что тотальный или элективный мутизм могут быть первыми проявлениями психоза, на которое поневоле обращают внимание родители ребенка. Дети с психотическим мутизмом не разговаривают с самого раннего детства, их поведение отличается оторванностью от окружающего мира, ребенок одинок и кажется совершенно безразличным. Наряду с этим он может проявлять агрессию по отношению к матери или направлять ее на себя. Его поведение таково, будто он находится среди неодушевленных предметов. Попытки контакта ведут к негативизму или состоянию выраженной тревоги, отличающейся от реакции тревоги у детей с психогенным мутизмом в незнакомой обстановке.

В 70-е годы более углубленно изучаются клинические аспекты психогенных форм мутизма. Было выявлено, что случаи мутизм в целом можно разделить на две группы. У детей первой группы, у которых мутизм развивался на фоне нормального интеллектуального и речевого развития, преимущественное значение в возникновении мутизма приобретали острые и подострые психические шоковые травмы, индивидуально значимые для детей младшего возраста (разлука с близкими, помещение детей в лечебное учреждение, поступление в школу, наказание и др.). Почти у всех детей этой группы отмечались тормозимые или инфантильные черты характера (повышенная впечатлительность, ранимость, чрезмерная привязанность к матери, избирательная общительность). Типичным являлось сочетание черт сенситивности с выраженной тенденцией к негативистическим реакциям. У детей этой группы мутизм часто возникал по типу тотального и только постепенно приобретал избирательный характер, ограничиваясь нарушениями речевой коммуникацией только в психотравмирующей ситуации или с группой отдельных лиц. Течение мутизма в этой группе носило часто континуальный характер и было тесно связано с дополнительными психотравмирующими факторами.

У больных второй группы мутизм возникал на почве резидуальной недостаточности нервной системы. В отличие от больных первой группы причинными факторами были хронические психотравмирующие ситуации, чаще всего связанные с осознанием своего дефекта. Элективный мутизм у этих больных с самого начала приобретал затяжной характер. Как и у больных первой группы, имели место характерологические особенности, чаще всего сводившиеся к выраженной тормозимости, негативизму, упрямству, инертности и ригидности. С психологической точки зрения мутизм у детей первой группы может быть, по мнению Е. И. Кириченко и Л. А. Каганской, расценен как истерические или фобические реакции, а у детей второй группы как реакция протеста и оппозиции.

В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев (1977) обнаружили элективный мутизм у 5% из 1000 изученных ими детей с неврозами и другими пограничными расстройствами.

О том, что элективный мутизм у детей так или иначе связан с социо-культуральными факторами, считали почти все исследователи этой проблемы. В таком аспекте были предприняты попытки изучения элективного мутизма у детей иммигрантов. Переезд в новую страну — всегда большой психический стресс для иммигрантов, у них часты в связи с этим депрессия, тревога, упорное стремление сохранить прежние стереотипы, иногда враждебность к окружающим людям. Особенно часты такие расстройства у пожилых иммигрантов и у детей. Эти данные подтверждают, что у детей-иммигрантов намного чаще развивается мутизм. Авторы исследования связывают это не столько с самим фактом переезда в новую страну и языковым барьером, который затрудняет общение детей, сколько с реакцией самих иммигрантов на свою новую жизнь.

Публикация подготовлена по материалам Оксаны Макеровой.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector