Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС презентация по логопедии на тему

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС
презентация по логопедии на тему

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС ДО

В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Так как, в первую очередь, перед логопедом ставится задача коррекционной помощи и организация условий для исправления и преодоления недостатков речевого развития, адаптации детей с отклонениями в развитии, то в логопедическом кабинете должна быть создана коррекционно-развивающая среда.

Коррекционно — развивающая среда кабинета учителя-логопеда содействует решению следующих задач:

  • Формирование правильного звукопроизношения
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
  • Формирование слоговой структуры слов.
  • Пополнение активного и пассивного словаря.
  • Формирование и развитие навыков звукового анализа и синтез.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Работа над речевым дыханием.
  • Развитие психологической базы речи.
  • Активное сотрудничество с родителями.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

1. Центр коррекции звукопроизношения (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол для занятий у зеркала, символы звуков, картотека артикуляционных упражнений,игры на формирование правильного звукопроизношения, картинный, речевой материал на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, наглядное пособие «Волшебный домик звуков», альбомы, игры, литература для автоматизации всех групп звуков у детей)

2. Центр развития мелкой моторики (Игрушки для развития мелкой моторики, наборы бусинок, ракушек, камушков для выкладывания, тактильный бассейн, конструктор, пирамидки, матрешки, кубики, мозаика, пазлы, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки и т. д.).

3. Центр речевого дыхания. (Картотека дыхательных упражнений, пособия для формирования воздушной струи: бабочки, снежинки, птички, кораблики, вертушки, «заколдованные картинки» и т. д.).

4. Центр формирования фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза (Музыкальные инструменты, шумящие коробочки, звучащие игрушки, игры для определения места звука в словах, картинки, пособия для дифференциации звуков карточки, настольно-печатные дидактические игры).

5. Центр формирования лексико-грамматического строя речи (Наборы картинок по лексическим темам, сюжетных картинок, иллюстраций по развитию речи, дидактические игры, игры на закрепление грамматических категорий, развитие навыков словообразования и словоизменения, согласования частей речи и т.д.)

6. Центр подготовки к обучению грамоте и профилактике нарушений письменной речи (Магнитная доска, столы со стульчиками, «Замки для звуков» наглядное пособие твёрдых, мягких согласных и гласных звуков, «Домик звуков», алфавит с картинками,кассы букв и слогов, наборы букв, шаблоны, схемы предложений, слоговая таблица, дидактические игры и т.д.)

7. Центр театрализации (Пальчиковый театр, театр топотушек, перчаточный театр, настольный театр, адаптированные и логопедические сказки, сценки).

8. Центр методического сопровождения представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса, документацией логопеда

Правильно организованная предметно-развивающая среда – необходимое условие качественной коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционно-развивающая деятельность является одной из составляющих в схеме современного образования: обучение, воспитание, развитие.

Под коррекционно-развивающей работой понимают систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом. Поскольку развитие обучающихся осуществляется в ходе основного и дополнительного образования, в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать во всех видах деятельности, а также выделено в отдельный блок коррекционно-развивающих курсов и коррекционно-развивающих занятий.

Коррекционно-развивающая работа занимает одно из значимых положений в системе образования ГБОУ «Школа-интернат № 17», так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в школе и находится на перекрёстке составных частей образования. Вся система коррекционно-развивающей работы, сложившаяся в школе-интернате направлена:

Читать еще:  Почечное давление симптомы причины диагностика и лечение

1. На реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК г. Москвы).

2. Коррекционно-развивающая работа — это комплексная работа по оказанию помощи разным детям с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности.

3. Коррекционно-развивающая работа направлена на социальную адаптацию обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира. Использование в коррекционно-развивающей работе школы информационных, коммуникационных технологий является важным условием реализации образовательных стандартов. Помимо хорошо оснащённой современной материально-технической базы, школа обеспечена высококвалифицированными специалистами, среди которых учителя-логопеды, учителя-дефектологи, опытные учителя-предметники, имеющие курсы переподготовки по работе с детьми с ОВЗ по ФГОС, педагог-психолог, преподаватели музыкально-ритмических и физкультурных занятий, социальный педагог. В школе есть медицинская служба (врачи, медсестры). Организация коррекционно-развивающей работы в школе регламентируется учебным планом, в который включены коррекционно-развивающие области, которые представлены коррекционными курсами:

-«Речевая практика», «Речевое общение» (учители-логопеды, учителя-дефектологи);

-«Основы коммуникации» (учители-логопеды, учителя-дефектологи);

-«Психоморика и развитие деятельности», «Развитие деятельности», «Профориентация и социализация» (педагог-психолог);

-«Двигательная коррекция» (инструкторы по физической культуре);

-«Ритмика. Музыкально-ритмические упражнения» (инструктор по музыкально-ритмическим упражнениям).

Также, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК г. Москвы, Санитарными Правилами и Нормами для обучения детей с ОВЗ, индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося в ГБОУ «Школа-интернат № 17» организованы специальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами: учителем-логопедом, учителе-дефектологом, педагогом-психологом (форма занятий – групповая, подгрупповая и индивидуальная для детей, обучающихся по СИПР). Однако принципиальным является то, что коррекционно-развивающая работа не является неким самостоятельным разделом в учебно-воспитательном процессе, она пронизывает все направления деятельности школы, все аспекты учебно-воспитательного процесса: учебную деятельность и внеклассную работу.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дефицитов развития и трудностей обучения.

Содержание коррекционно-развивающих занятий с учителями-логопедами по развитию всех компонентов речи отражено в Программах Е.П. Кузьмичевой, И.Ф. Федосовой, Н.Ф. Слезиной, Е.З. Яхниной и др. Немаловажную роль для формирования коммуникативной функции речи учащихся с речевыми нарушениями играют подгрупповые логопедические занятия, которые организуются и проводятся в нашей школе со всеми учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Дети учатся различать и распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, тексты; у детей формируются навыки звуковоспроизведения, корректируются дефекты голоса, речевого дыхания, звуков и их сочетаний, недостатки воспроизведения слов в письменной и устной речи. Содержание логопедических занятий тесно связано с программой обучения по русскому языку и чтению. Отбор речевого материала осуществляется с учетом фонетической темы занятия.

Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Различными Программами коррекционно-развивающих занятий с учителями-дефектологами для детей с ОВЗ, разработанных Н.Я. Семаго, А.Д. Вильшанской, Л.М. Шипицыной, Н.В. Бабкиной, А.М. Царева и др., предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

Важное место в системе коррекционно-развивающих технологий принадлежит психо-коррекционным занятиям с педагогом-психологом. В ГБОУ «Школа-интернат № 17» занятия проводятся по Программам С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго Л.Б. Баряевой и др. с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья по нескольким направлениям:

-адаптация и социализация детей в образовательной среде, развитие сферы межличностных отношений ребенка;

Читать еще:  Мезентериальный тромбоз причины симптомы лечение

-развитие познавательных процессов на основе формирования высших психических функций (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи);

-развитие эмоционально-волевой сферы, развитие мотивации обучения и «комплекса произвольности»;

-ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом и личностном развитии детей, профилактика появления признаков школьной дезадаптации, сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка;

-психологическая и психо-корреционная помощь в подготовке обучающихся к сдаче ГИА;

-профориентация и социализация обучающихся старшей школы.

Содержание коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:

-соблюдение интересов ребёнка;

-принцип личностно-ориентированного подхода;

-принцип дифференцированного подхода;

-принцип доступности учебного материала.

Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т. д. Традиционные технологии обучения детей с ОВЗ, апробированные многолетней практикой работы специалистов, активно используются и совершенствуются на современном этапе и обеспечивают социальную компетентность детей с особыми образовательными потребностями.

СЛУЖБА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Служба психолого-педагогического и социального сопровождения (СППСС) является структурным подразделением ГБОУ «Школа-интернат № 17», в состав которого входят высококвалифицированные специалисты.

Основными задачами Службы ППСС являются:

  • Прогноз, проектирование и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей, с учетом психофизических и индивидуальных особенностей, а также актуального уровня развития каждого обучающегося, воспитанника.
  • Содействие созданию в ГБОУ «Школа-интернат № 17» социальной ситуации оптимального развития и социально-психологического благополучия обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников.
  • Сопровождение различных категорий, обучающихся и воспитанников:
  • дети с ОВЗ (дети имеющие недостатки физического и (или) психического развития, подтвержденные заключением Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москвы (ЦПМПК);
  • дети – инвалиды;
  • дети, испытывающие в силу различных причин трудности в освоении основных образовательных программ, развитии, социальной адаптации (неготовность к школьному обучению, снижение мотивации к учению, наличие хронических заболеваний, астенические проявления, трудности общения и коммуникации, нарушение внимания, импульсивность, психомоторная расторможенность, нарушения поведения и др.).
  • Формирование психологической культуры у всех участников образовательного процесса.
  • Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Службы ППСС, с учетом современных требований.

Усиление профилактической направленности в деятельности специалистов сопровождения, как основы преодоления асоциальных явлений и их негативных последствий в образовательной среде.

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Москвы

Контакты ЦПМПК г. Москвы

8 (499) 322-34-30

info.cpmpk@mcko.ru

Работа ЦПМПК г.Москвы осуществляется на основании Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Департамента образования г. Москвы от 01.12.2014 № 897 «Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы».

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

  1. проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  2. подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  3. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
  4. оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  5. осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
  6. участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Логопедический кабинет «Волшебный мир»

Номинация «Педагогическая среда»

В данной работе представлена коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада, которая создана руками логопеда.

В настоящее время возросло количество детей с речевыми нарушениями. И создание оптимальной коррекционно-развивающей среды является наиболее актуальной задачей для ДОУ. В МБДОУ №168 города Тулы функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Читать еще:  Особенности лечения и причины появления кисты желтого тела яичника

В 2010 году, когда я пришла работать учителем-логопедом, кабинет представлял собой помещение общей площадью 12 кв.м. По началу дети с опаской шли на занятия , но спустя время, когда кабинет приобрел сказочные черты, детишки с радостью побежали в «Волшебный кабинет».

Основное назначение логопедического кабинета – создание рацио­нальных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевы­ми дефектами. Это предполагает:

  • во-первых, предметную среду с корри­гирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
  • во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса;
  • в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвертых, информативный блок для педагогов и родителей.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно раз­делить на несколько рабочих зон:

Рабочая зона логопеда и зона методического сопровождения.

Зона диагностики и зона индивидуальной работы.

Зона дидактического и игрового сопровождения.

Зона оздоровительно-развивающей коррекции

Зона игрового пространства.

Автор: Цинская Юлия Евгеньевна, учитель-логопед 1 категории МБДОУ №168, г. Тулы, лауреат конкурса «Моя педагогическая инициатива 2011».

    Юлия Цинская 6 августа 2012 34915 9

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 9 )

Авторизуйтесь на сайте , чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Аршинова Любовь Васильевна 06.08.2012 в 17:25

Уважаемая, Юлия Евгеньевна, со своей задачей по насыщению педагогической среды Вы справились на все 10 баллов! Очень интересные идеи по по оформлению! Успехов Вам в вашем нелегком труду и послушных «язычков».

Светлана Валерьевна 07.08.2012 в 09:06

Уважаемая Юлия Евгеньевна, только очень заинтересованный своим делом, творческий и любящий свою работу учитель-логопед может за столь короткий срок превратить кабинет в, действительно, волшебный и увлекательный мир для дошколят! Грамотно представлено содержание основных зон логопедического кабинета. Спасибо большое за интересную и полезную конкурсную работу +5!

Горбань Галина Михайловна 07.08.2012 в 12:31

Юлия Евгеньевна, я мало что понимаю в логопедии, но Ваш кабинет мне очень понравился. Везде бы так! 5.

Elena Lytova 07.08.2012 в 13:45

Отличное оформление кабинета!5!

Елена Ивановна 08.08.2012 в 20:51

Юлия Евгеньевна! Вам удалось представить в альбоме среду кабинета. Яркие фотографии с нестандартным и фабричным оборудованием. Смотрится всё замечательно: можно было избежать нагромождения на шкафах. Успехов Вам в конкурсе! В Вашу копилку 5 звёзд!

Амосова Светлана Александровна 12.08.2012 в 05:30

Добавляю заслуженную пятерку. И, осмелюсь посоветовать Вам, Юлия Евгеньевна, вместо слова «зона» использовать слова «центр», «уголок» и т.п. Успехов!

Потапова Татьяна Геннадьевна 14.08.2012 в 15:18

Уважаемая Юлия Евгеньевна, спасибо за подробный фото рассказ о Вашем замечательном рабочем кабинете. Удивляюсь, как можно столько всего вместить в 12 кв.метров. Вы волшебница, наверное?

Юлия Цинская 20.08.2012 в 12:45

Спасибо большое за Ваши комментарии

Анна Викторовна 01.09.2012 в 14:11

О таком кабинете можно мечтать, я в восторге! Вы умница! +5

находится на верхних полках стенки возле стола логопеда. Весь материал систематизирован по разделам, пособия пронумерованы: звукопроизношение, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи, обучение грамоте. Имеются картотеки по всем разделам. Наглядно-методический материал по лексическим темам хранится в папках, в папках-коробах расположены дидактические игры и пособия по разделам. На открытых верхних полках расположены авторские пособия: «Страна Кубикония», серия электронных игр «Весёлый огонёк». На нижней полке располагается методическая литература и картотека к ней. Документация логопеда хранится в шкафу рядом с рабочим местом.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • формирование правильного произношения (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

В логопедических группах нашего детского сада учителя-логопеды успешно применяют технологию логопедического массажа по методике Е.А. Дъяковой.

Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector