Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кризис 1 года у ребенка

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

Некоторые навыки, полученные ребенком до года, могут на время исчезнуть. Например, уже научившись ходить, малыш опять начинает ползать. Это происходит потому, что полностью умение ходить еще не сформировалось, а в данный момент акцент в развитии сместился на что-то еще, например на логическое мышление.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

В общем-то, да, у всех. Проявляться он может по-разному, но суть примерно такая: ребенок отчаянно нуждается в родителях, значимых взрослых, особенно в маме (в этот момент вы можете заметить, что он просто не желает слезать с рук, вечно канючит и просит любви и ласки), но при этом хочет активно познавать и исследовать, часто игнорируя прямые запреты. В это время противоречивость поведения – один из основных принципов существования дитя, который вчера был миленьким младенчиком, а теперь больше похож на ребенка Розмари.

Не заметить его трудновато, конечно. Но когда старшие родственники начнут говорить вам, что вы его избаловали (потому он и орет) или просто не умеете воспитывать (иначе как объяснить, что он орет?), вы утешитесь тем, что на самом деле вы ни в чем не виноваты, а ваш малыш просто растет и развивается, как любой ребенок. Итак: во время кризиса первого года вы можете заметить, что ребенок чаще и интенсивнее, чем раньше, капризничает, впадает в истерику, отказывается от еды, проявляет агрессию, не желает отпускать вас от себя, требует повышенного внимания, отказывается выполнять просьбы, ведет себя противоречиво и непоследовательно. И все это практически одновременно и в течение всего дня. Да, это трудное время. Но это не ваша вина! И не вина ребенка. Ему трудно и он очень нуждается в вашей заботе (а не в том, чтобы его оставили в комнате проораться и понять, что он сделал не так). Помогите ему пройти через кризис с уверенностью в том, что он по-прежнему любим, что его поддерживают и оберегают самые главные люди в его жизни.

Возрастные кризисы у детей

В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом.

Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально. Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет.

Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать. Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит. Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.

Кризис первого года жизни

Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка.

С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.

Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие. Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка. У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».

Кризис трёх лет

Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу.

Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.
Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет». Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы. И это не должны быть игры на компьютере!

Читать еще:  Применение мумие в гинекологии Чудо средство для лечения бесплодия
Кризис семи лет

Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы.

За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем. Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости. Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.
Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.

Подростковый период

Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет.

У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения. Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет. Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.
Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку. В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.

Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:

  1. Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.
  2. Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  3. Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.
  4. Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.
  5. Не перегружать ребёнка.
  6. Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.
  7. Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.
  8. Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  9. Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.
  10. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.
  11. Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.
  12. Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.
  13. Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.
  14. Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
  15. Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  16. Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.
  17. Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.
  18. Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!

Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!

Другие статьи детских психологов и педагогов смотрите здесь.

Советы родителям при кризисе первого года жизни у ребенка

Товар добавлен в корзину

посмотреть В вашей корзине всего 0 товаров

Сейчас в вашей корзине
  • ГлавнаяОн-лайн журнал ЭГЕРИЯСемья и любовь Кризис первого года жизни

Кризис первого года жизни

Кризис первого года жизни — это весьма условное название. Этот сложный период может нагрянуть к кому-то уже в 8 месяцев, а к кому-то — только в 15. Как правило, этот переломный момент наступает приблизительно в течение 3-4 недель после того, как ребенок начинает ходить.


Каковы причины кризиса первого года жизни, его признаки и, что самое важное, как же с ним справиться без потерь для родительской и детской психики — расскажем в нашем материале.

Причины кризиса первого года жизни

Ничто не приходит из ниоткуда. С кризисом первого года жизни — та же история. Среди главных причин его возникновения:

  • — большое количество информации, которую ежедневно нужно усваивать;
  • — необходимость освоения новых навыков (говорить, ползать, ходить);
  • — серьезные физические нагрузки (необходимость ходить при несформировавшемся опорно-двигательном аппарате);
  • — открытие окружающего мира за пределами квартиры;
  • — отрыв от родителей, от которых можно убежать или уползти;
  • — освоение новых предметов (ложки, кубики, новые игрушки или даже планшет);
  • — выстраивание первых отношений с окружающими.


Особенности проявления кризиса первого года жизни

Главное проявление — это недовольство. И пусть оно кратковременное, но оно очень и очень заметное. Вызвать негативные эмоции могут запреты на получение желаемого или его физическая недосягаемость. В рамках этого состояния ребенок:

  • — громко плачет, обычно без слез (но слезы могут потечь по окончанию состояния аффекта, когда малыш будет разочарован и обижен);
  • — резко движется: машет руками, топает ногами, мотает головой или даже падает навзничь;
  • — активно работает мимикой: хмурит брови, сжимает губы, сужает глаза;
  • — требовательно разговаривает: быстро и недовольно лепечет.

Всё вышеперечисленное может проявляться в любое время суток и по самым разным причинам. Иногда они понятны: не дают игрушку, заставляют есть кашу. Иногда разобраться, что же стало причиной недовольства, гораздо сложнее: это может быть нехватка внимания или ревность (мама уделяет внимание кому-то другому).


Впрочем, кризис проявляется не только в истериках. Среди иных, более мягких проявлений:

  • — надоедливость: не отпускает маму с папой даже в туалет, дергает за одежду;
  • — отказ выполнять привычные действия (умываться, гулять, кушать, спать);
  • — чрезмерная непоседливость: кажется, что в малыша вселилась юла;
  • — любопытство: особенно оно касается взрослых и запретных вещей (открытые окна, розетки).

Как справиться с кризисом первого года жизни

Кризис — это всегда тяжело. Однако «стандартные» кризисы хороши (если это слово уместно) тем, что с ними можно справиться своими силами. Крайне мало детей нуждается в дополнительном обращении к психологу.

Итак, как быть, если нагрянул кризис первого года жизни?

Создать развивающую среду

Необходимо, чтобы квартира была оборудована в соответствии с потребностями ребенка: ходить должно быть удобно, в разных местах должны находиться предметы для манипуляций, разные по форме, текстуре и функциям.

Читать еще:  Гастроэнтерит у детей — причины симптомы лечение


Обеспечить безопасность в быту

Закрыть розетки, спрятать провода, убрать из доступа всю бытовую химию, острые, бьющиеся и другие представляющие опасность предметы. Кроме того, необходимо оснастить все шкафы, окна, некоторые двери специальными детскими замками. Минимум источников опасности — минимум запретов — минимум негатива. Вот такая простая логическая цепочка.

Соблюдать режим дня

В процессе кризиса ребенок должен научиться принимать границы и правила. Если в семье есть определенный распорядок дня, то ребенок к нему постепенно привыкает и затем становится более уравновешенным.

Давать возможность быть самостоятельным

Не нужно делать за ребенка всё, особенно если он проявляет инициативу! Умывание, прием пищи, одевание — во всём этом ребенок может и должен участвовать. Родителям здесь важно не раздражаться из-за медлительности и неаккуратности, а если уж без помощи никак не обойтись — нужно предложить сотрудничество.


Давать ребенку обратную связь

Из-за того, что речь малыша несовершенна (пока ещё!), он не умеет выражать свои желания. Нужно стараться понять, чего же именно он хочет, и не игнорировать его попытки установить контакт.

Отказаться от насилия

При капризах и криках насильственные действия родителей (или любых других взрослых) приведут только к усугублению ситуацию. Правильным будет переключить внимание ребенка на игрушку, песенку, игру.

Следовать системе запретов

Все «надо» и «нельзя» должны иметь смысл, который взрослым ещё предстоит растолковать ребенку. И делать это необходимо каждый раз. Кроме того, система запретов должна быть постоянной, а не сегодня одно, а завтра другое.

Проявлять любовь и уважение

Авторитарное поведение родителей формирует не лучшие качества в ребенке: безынициативность, трусость, пассивность. А доброжелательное отношение, напротив, развивает доброту и ласку.

Бесценные советы

Как подобрать себе гардероб на зиму?

В базовый гардероб входят универсальные вещи, которые вы можете надеть с чем угодно. Такая одежда должна быть у любой девушки.

Зимой в понятие базового гардероба входит в первую очередь верхняя одежда и теплые аксессуары.

Какие значки на одежде бывают и что они значат?

Ярлыки на одежде с нанесённой информацией — не прихоть производителей, а подсказка потребителям, которая поможет уберечь вещь от порчи.

Однако используемые значки могут привести в замешательство непосвященного человека. Пробелы в знаниях может ликвидировать наша статья.

Другие статьи по теме:

Взаимная любовь: как пройти все этапы развития и обрести настоящее чувство

Как воспитать послушного ребенка

Зависть подруги (продолжение)

Девять правил счастливой семейной жизни

Получая ежедневное оповещение о событиях, россияне всегда отлично экономят семейный бюджет в интернет-магазине «Эгерия».

Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения. Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты.

Основные советы специалистов по возрастной психологии:

  1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
  2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
  3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
  4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Настольные книги родителей. Часть 1. Дошкольники. ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 0 до 7 лет.

Как правильно воспитывать детей? Есть ли ответ на этот извечный вопрос?

Современный рынок литературы предлагает бесчисленное множество книг по воспитанию детей, по теме детско-родительских отношений. Чтобы помочь вам сориентироваться в этом многообразии, мы подготовили цикл статей «Настольные книги для родителей. ТОП-15 лучших книг по воспитанию детей». Цикл состоит из 3 статей:

В нашей первой статье мы подобрали для вас ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 0 до 7 лет. Но прежде чем перейти к списку, давайте подробнее рассмотрим этот важный, полный стремительного роста и развития, новых открытий и постоянных изменений период в жизни ребенка.

Несколько слов о детской психологии.

Детская психология занимается изучением психологии ребенка, его поведения и закономерностей психического развития в разные возрастные периоды.

Дети растут и развиваются скачками: какой-то период проходит стабильно, без видимых изменений, и вдруг внезапно происходит скачок – резкий рост физического и психического развития.

В стабильные периоды происходит «количественное» накопление способностей ребенка. Иногда перед скачками может наблюдаться небольшой регресс в прежних умениях и навыках. Затем на пути ребенка встает кризис, преодоление которого несет «качественные» изменения. Результатом становятся психические новообразования – новые способности, смена ведущей деятельности.

Важную роль играет «зона ближайшего развития» – это разница между актуальным уровнем развития ребенка и возможным более высоким уровнем развития (достигаемым благодаря взаимодействию со взрослыми).

Возрастные периоды и кризисы.

Существует много теорий и концепций развития психики ребенка. Одна из наиболее популярных принадлежит знаменитому психологу Л.С. Выготскому. Здесь можно наблюдать чередование кризисных и стабильных периодов:

Кризис новорожденности

Младенческий возраст (до 1 года)

Кризис 1 года

Раннее детство (1-3 года)

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис 7 лет

Школьный возраст (7-13 лет)

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (13-17 лет)

Кризис 17 лет

Дошкольники.

Рассмотрим подробнее возраст от 0 до 7 лет.

Кризис новорожденности.

Кризис новорожденности связан со сменой среды, переходом между жизнью в утробе и вне ее. Новорожденный полностью зависим от взрослых, так как не способен обеспечить себе пригодные для существования условия.

Читать еще:  Определение границы сердца что это виды лечение

Главным проявлением кризиса принято считать резкую потерю веса у малыша в первые дни после рождения. Считается, что кризисный период миновал, когда вес восстановился до того, что был на момент рождения.

В результате преодоления кризиса возникает индивидуальная психологическая деятельность.

Младенческий возраст (до 1 года).

Ведущая деятельность в первый год жизни – эмоционально-непосредственное общение со взрослым. В этот период происходит бурное развитие малыша, как физическое, так и психическое.

«Мир грудного ребенка – это сплошное восприятие. На слух, на ощупь, на язык. Может быть, поэтому вырасти и научиться делать что-то новое – его самая сильная мотивация».

Для родителей это период активных изменений – ответная улыбка, гуление, малыш начинает переворачиваться, ползать, делать первые шаги, произносить первые слова.

Но вдруг ребенок становится более упрямым, капризным… Не стоит волноваться. Подоспел кризис 1 года.

Кризис 1 года.

Кризис 1 года связан с переходом ребенка на следующую ступеньку развития, изменением восприятия мира. Малыш уже обрел вертикальное положение, начинает ходить, становится более самостоятельным, увеличиваются его возможности и потребности в изучении и преобразовании окружающего пространства, активно развивается речь. Ребенок также начинает осознавать, что мама – отдельный человек (хотя при этом еще считает ее свой частью).

Зачастую негативные проявления, такие как крик, топанье ногами и пр. связаны с непониманием со стороны взрослых или запретами на изучение окружающего пространства («Нельзя открывать шкаф и вынимать все кастрюли!»). Родители просто не успевают за ростом ребенка, а малыш в свою очередь не знает, как справляться с новыми возможностями.

Основным новообразованием, которое возникает в результате преодоления кризиса, считается автономная детская речь. Происходит переход от безъязычного развития к языковому, речь становится ситуативной, сопровождает появившуюся ходьбу, манипулирование предметами.

Проявления кризиса 1 года:

Упрямство, отказ выполнять правила, просьбы родителей;

Крики, слезы, истерики, обидчивость;

Резкая смена настроения;

  • Требование повышенного внимания к себе.
  • Что делать родителям?

    Давать ребенку свободу (конечно же, в рамках безопасности);

    Успокаивать его в случае проявления истерик;

    Уделять больше внимания, принимать ребенка;

    Больше разговаривать (интонация, тон даже важнее, чем сами слова);

    Вовлекать ребенка в совместную деятельность;

  • По возможности сохранять спокойствие.
  • Раннее детство (1-3 года).

    Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Постепенно ребенок овладевает ложкой, со временем развивается игра с предметами, игрушками. Ребенок быстро растет и развивается физически, развивается долгосрочная память. Малыш активно осваивает уже не только пространство, но и речь.

    В какой-то момент ребенок вдруг становится невыносимым, скандальным, упрямым и самостоятельным. Пришло время кризиса 3 лет.

    Кризис 3 лет.

    Кризис 3 лет может проявиться чуть раньше (2,5 года) или чуть позже (3,5 года). Можно сказать, что это кризис межличностных отношений, так как ребенок начинает осознавать свое собственное Я, отделяться от мамы. Он прощупывает границы, проверяет, на что способен, на что может повлиять. В речи начинает появляться местоимение «Я».

    Результат преодоления кризиса 3 лет – появление собственного Я. При этом появляется потребность быть «хорошим» и соответствовать ожиданиям значимых взрослых.

    Проявления кризиса 3 лет:

    Негативизм – ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросил взрослый. На любое предложение можно услышать «Нет!». И дело не в содержании просьбы, а в том, что она идет от взрослых.

    Упрямство — малыш будет настаивать на чем-то не потому что хочет, а потому что он этого потребовал и с этим нужно считаться.

    Своеволие – ребенок хочет делать все самостоятельно.

    Протест-бунт — ребенок ссорится со всеми.

    Деспотизм — малыш диктует всем свою волю, заставляет делать все, что требует.

    Обесценивание – ребенком обесцениваются старые манеры поведения (спокойно может обозвать маму дурой, а папу дураком), обесценивается то, что он раньше любил. При этом признавать вину и извиняться ребенок не будет.

    Строптивость — может начать баловаться и противно себя вести в самый неподходящий момент. Это поведение не против кого-то лично, а против правил и норм в целом.

    Что делать родителям?

    Н е настаивать жестко на том, чтобы требования родителей всегда соблюдались. Если случай позволяет, можно и пропустить эпизод непослушания.

    В некоторых случаях (когда речь не идет о безопасности ребенка), можно давать ребенку совершать неодобренные вами поступки, но при этом спокойно ему объяснить, какие неприятные (с точки зрения ребенка) могут быть последствия в связи с этим действием.

    Не поддаваться на провокации ребенка.

    Стараться, чтобы запретов не было слишком много. Хорошо, если ребенок может сам выбирать формы поведения. Это будет способствовать развитию самоконтроля. Здесь важно уточнить, что запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи и высказывать их надо спокойно, но твердо.

  • В ажно помнить, что в этом возрасте такое поведение обусловлено не тем, что ребенок «плохой» и «неправильный», а именно возрастом.
  • Дошкольный возраст (3-7 лет).

    Ведущая деятельность в этот период – сюжетно-ролевая игра. Как раз в этот период ребенок начинает активно общаться и играть с другими детьми. Появляются игры, которые копируют действия взрослых (дочки-матери, магазин и др.)

    В этом возрасте ребенок активно растет и развивается, значительно расширяется его словарный запас. Появляется множество вопросов ко взрослым (можно назвать этот период «возрастом почемучек»).

    К 4-5 годам дети хорошо усваивают правила поведения, осваивают эмоциональную сферу. К 7 годам формируется произвольность и психологическая готовность к школе.

    Кризис 7 лет.

    Кризис 7 лет возникает при переходе от дошкольного возраста к школьному. Ребенок постепенно утрачивает непосредственность, хочет быть похожим на взрослых. Игровая деятельность сменяется на учебную. Появляются новые значимые взрослые, помимо родителей. Развивается социальное «Я». У ребенка появляется новая социальная роль – школьник.

    Результатом преодоления кризиса являются формирование произвольности, возможность контролировать свое поведение и эмоции, опосредованность. Усваиваются этические понятия, нормы и правила.

    Проявление кризиса 7 лет.

    Упрямство, капризы и непослушание;

    Желание казаться взрослым, отказ от «детских» игр;

    Подражание взрослым (манерничанье, клоунада);

    Болезненная реакция на критику;

    Потеря спонтанности и непосредственности;

    Стремление ребенка скрыть от окружающих то, что ему плохо (периодически).

    Что делать родителям?

    Не ругать за подражание, кривляние;

    Обсуждать с ребенком его проблемы, общаться «на равных»;

    Уделять больше внимания;

    Давать больше свободы (в рамках разумного);

    Свести к минимуму крики и ругань, стараться объяснять все спокойно.

    ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 0 до 7 лет.

    Итак, мы кратко рассказали об особенностях развития ребенка-дошкольника в разные возрастные периоды. Конечно, теорий, концепций и взглядов на рост, развитие и воспитание детей великое множество. И не меньше – литературы на эту тему.

    В нашей подборке мы постарались представить книги, которые охватывают разные периоды и разные аспекты развития, воспитания и общения с ребенком дошкольного возраста.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector