Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек с заиканием может быть душой компании

— До сих пор в обществе силен стереотип, что человек с заиканием – «с проблемами». Нередко их сторонятся, стараются «не ввязываться» в беседы. В чем особенность человека с заиканием?

— Честно говоря, я и не знала, что такой стереотип до сих бытует в обществе.

Люди с заиканием, в целом, обычные. Особенности, пожалуй, две.

Внешнее проявление в речи – запинки, создающие определенные сложности в поддержании разговора. И особенности организации речи, в основе которых лежит невроз с различными психоэмоциональными, поведенческими и соматическими симптомами. Часто именно невротическое и психологическое состояние человека может создать сложности в общении, а не сами по себе запинки речи.

Приведу пример: в моем круге общения был приятель с достаточно сильной степенью заикания (запинками), но это не мешало ему оставаться душой компании, весельчаком с дивным чувством юмора, с запасом остроумных анекдотов и историй.

Заикание, в зависимости от причин появления, бывает неврологическим и невротическим. При неврологическом заикании артикуляционные проблемы связаны с дизартрией – органическими нарушениями функций органов речи – неба, языка и т.д. Дети обычно позже начинают говорить, им свойственна общая медлительность.
При невротическом заикании сроки развития речевых и моторных функций обычны, отсутствуют выраженные неврологические нарушения. Такой тип заикания, как правило, возникает в результате стресса. Пусковым моментом может быть испуг, страх, психотравмирующая ситуация. Фото с сайта klix.ba

Людей с невротическим типом заикания объединяет то, что в привычной обстановке они говорят чисто, без запинок, но в стрессовых ситуациях могут вообще не смочь ничего сказать. Эта временная «немота» возникает из-за речевых судорог. Для них также характерен страх речи (логофобия).

Стрессовые ситуации для заикающегося с точки зрения большинства могут быть «пустяковыми»: разговор с незнакомым человеком, адресный вопрос в общественном поле. Почти все дети с невротическим типом заикания боятся отвечать «у доски», особенно на неожиданные вопросы. Взрослые боятся спикерства, публичных выступлений, внезапных вопросов — в малознакомой аудитории. Так в целом проявляется невротический способ поведения.

— С удивлением узнала, что заикающихся много среди певцов, и многие побороли заикание именно благодаря профессии. А бывает, что человек поет нормально, а говорит с заиканием. Как объяснить такой феномен?

— Пение и речь на распев – и есть коррекционные приемы.

Считается, что при пении практически нет спазматических задержек. На самом деле, самокоррекция заикания обусловлена не столько самим фактом пения, сколько другими факторами (темп музыки, пение соло, дуэтом или в хоре, с музыкальным аккомпанированием и без него). Но успех здесь, прежде всего, зависит от степени заикания. Полное его устранение «пением» наблюдается только при легкой степени.

Так что это не феномен – просто действуют общие закономерности, которые применяют логопеды при коррекции заикания в речи и в пении.

— Про известного литературного персонажа Эраста Фандорина автор Борис Акунин пишет, что тот стал заикаться после контузии, но в то время, когда он вел расследование, этот дефект проходил. Так бывает или это вымысел?

— Поскольку природа невротического заикания носит стрессово-травматический характер, то реалистично, что Фандорин мог начать заикаться после контузии. Один из методов коррекции заикания — психотерапия. Если рассматривать перевоплощения Фандорина в других персонажей во время расследования как своеобразную психотерапию, то, видимо, да, такое могло быть.

Причины и симптомы логоневроза

Существует два основных вида логоневроза.

  • Клонический логоневроз – это нарушение речи в виде частого повторения звуков, слогов, слов.
  • Тонический логоневроз — это растяжение звуков, слогов.
Читать еще:  О детском диатезе разновидности симптомы и лечение

Помимо нарушения речи, логоневроз проявляется такими симптомами, как тревожность, судороги мышц речевого аппарата, напряженное, короткое дыхание, одышка, напряжение голоса, отсутствие согласованности речи, дыхания и артикуляции, гримасничанье при разговоре, тики, непроизвольные, неестественные движения.

Различают четыре стадии логоневроза:

  • первая стадия означает эпизодические нарушения речи, только во время стрессов.
  • на второй стадии нарушение речи у детей становится постоянным.
  • третья стадия логоневроза характерна для подросткового возраста, когда нарушение речи зависит от ситуации.
  • четвертая стадия – логоневроз у взрослых, характеризуется страхом ситуаций, требующих правильной речи, многословием.

В зависимости от причины, различают неврозоподобный, истерический, невротический логоневроз. Основные причины всех видов логоневроза – сильное психическое переживание, психологическая травма, стресс, сильный испуг.

Психологические причины появления заикания у детей с разным вектором развития

Так, если ребенок с оральным вектором развития (говорун) в детстве получает хороших слушателей в лице своих родителей, когда он может мыслить говорением, то из него может вырасти выдающийся оратор (преподаватель и т.п.).

Такой ребенок мыслит в слух, а, так как дети постоянно о чем-то думают, размышляют обо всем, что видят вокруг, то такой ребенок постоянно говорит, не замолкая. Ему нравится, когда его слушают, поэтому иногда начинает сочинять небылицы.

Но часто родители не выдерживают этого и начинают выдвигать свои требования. А если ребенок еще и любит приукрашивать свои истории, то нередко бьют по губам («чтобы больше не врал»).

Для ребенка-оральника такой удар по губам является сильнейшим потрясением и травмой. Его природа требует говорения, но возникает преграда в виде родительских наказаний. Если такая ситуация повторяется часто, то такой ребенок начинает заикаться, а его речь начинает искажаться (шепелявость, картавость, присвистывание и др.).

Известно, что ребенку с анальным вектором развития (медлительный) характерные такие черты, как: медленное, но основательное обучение (как бытовым, так и другим действиям), переспрашивание до тех пор, пока не поймет, нерешительность, послушность и т.п. Он любит доводить дело до конца.

В то же время ребенок-анальник получает удовольствие от признания его достижений и заслуженной похвалы от родителей, поэтому любит учиться и радовать своих родителей (поведением, порядком в комнате, учебой).

Если такой ребенок получает необходимые условия для развития, то он может вырасти очень грамотным специалистом, профессионалом своего дела или выдающимся ученым.

Однако если родители постоянно торопят такого ребенка, одергивают, перебивают (медленно говорит), не дают ему договорить до конца, то у него начинается нарушение речи – заикание.

Заикание ребенка-анальника отличается трудностями с началом повествования, обрываниями или долгими паузами при говорении, также невозможностью говорить в сложных ситуациях или перед незнакомой или большой аудиторией.

Психологи отмечают, что ребенок со зрительным вектором развития является самым впечатлительным и чувствительным, а эмоции переживаются им с максимальной силой.

Нормальные условия развития (прочная эмоциональная связь с мамой, что дает ощущение защищенности и безопасности) позволяют этому пугливому ребенку вырасти бесстрашным и сострадательным человеком, способным на всеобъемлющую любовь к людям. Поэтому часто такие дети становятся работниками медицины, социальными работниками, работниками культуры или занимаются благотворительностью.

Эмоциональность и восприимчивость зрительного ребенка способствуют тому, что полученный в детстве испуг или сильный эмоциональный стресс приводит к нарушению его речи.

Заикание такого ребенка отличается сбивчивостью, как будто его захлестывают эмоции, которые не дают нормально проговаривать слова.

Читать еще:  Особенности герпетической инфекции у детей до 3 лет

Передается ли заикание по наследству?

Заикание может передаваться по наследству и быть результатом наследственных (генетических) аномалий. Также беглость речи способна нарушаться по причинам, не связанным с генетикой. Причины заикания у взрослых и детей могут быть вызваны черепно-мозговой травмой или другими заболеваниями головного мозга, что провоцирует появление:

  • замедленной речи;
  • пауз в общении;
  • повторяющихся звуков (нейрогенное заикание).

Лечение логоневроза

Врачи клиники «Тибет» проводят лечение логоневроза в Москве и в Санкт-Петербурге. Лечебные процедуры и фитотерапия устраняют причину нарушения речи – расстройство системы Ветер (Рлунг).

(диагностика)

На первичном сеансе врач проводит диагностику, чтобы иметь полную картину дисбаланса системы Ветер. Она начинается с опроса, далее врач проводит внешний осмотр кожи, языка, пальпацию биоактивных точек по меридианам, исследует неврологические рефлексы, обнаруживает участки мышечных спазмов, напряжения в области головы, лица, спины, болевые, уплотненные точки в мышцах. После этого он назначает фитопрепараты и процедуры.

(восстановление нормальной речи)

Чтобы вылечить заикание, врач должен восстановить баланс системы Ветер, уменьшить возбуждение и усилить процессы торможения нервной системы. Логоневроз относится к болезням холода, поэтому нужно повысить уровень энергии и увеличить количество тепла в организме. В лечении применяются комбинации методов восточной медицины.

Иглоукалывание

Эта процедура снимает мышечные спазмы, оказывает седативное воздействие на нервную систему, успокаивает и расслабляет. С помощью акупунктуры врач восстанавливает нормальную циркуляцию жизненной энергии по меридианам, улучшает прохождение сигналов по нервным волокнам, иннервацию речевого аппарата. Введение тонких, стерильных игл в биоактивные точки восстанавливает баланс парасимпатической и симпатической нервных систем, улучшает сон, снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Точечный массаж

Точечное нажатие снимает спазмы, устраняет боль в триггерных точках, улучшает прохождение нервных сигналов, устраняет мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме того, эта процедура улучшает кровообращение, питание нервных и мышечных тканей, помогает повысить уровень энергии в организме.

Моксотерапия

Прогревание биоактивных точек полынной сигарой или тлеющими конусами лечит логоневроз как болезнь холода. Эта процедура улучшает обмен веществ и увеличивает тепло, снимает эмоциональное напряжение, помогает восстановлению баланса нервной системы.

Фитотерапия

При логоневрозе используются тибетские фитопрепараты, которые улучшают психоэмоциональное состояние, помогают устранить тревожность, беспокойство, улучшить сон. Они действуют мягко, не вызывают привыкания и при этом эффективно восстанавливают баланс нервной системы.

Дополнительные методы

В качестве дополнительных методов лечения может быть использован лечебный массаж, стоунтерапия, вакуум-терапия, коррекция питания.

Тики и навязчивые движения

Тики – это непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц (моргание, подергивание плечами и головой, сжимание губ, вздрагивание, покашливание, сосание пальцев, выдергивание волос, поднимание одежды и тд.).

Чаще всего в литературе используется термин «нервные тики», но не все виды тиков, возникающие в организме ребенка, являются причиной невроза, в основном это нарушение работы головного мозга, которое может проявляться в возрасте от трех до десяти лет.

Тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.

В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:

  • мышечный тонус;
  • позу;
  • мимику;
  • глобальные двигательные акты.

Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение. Нервная система не справляется с нагрузкой.

Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:

  • моргание,
  • выдергивание волос,
  • подергивание губ или глаз;
  • обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
  • частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
  • щелканье пальцами;
  • скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
  • ребенок дует на ладони;
  • монотонное раскачивание
  • частые взмахи конечностями;
  • выдергивание волос;
  • накручивание волос на палец;
  • монотонное расчесывание
Читать еще:  Эритроцитоз у мужчин женщин и детей в чем отличия

Ребенок испытывает большое напряжение из-за спазмов и, как результат, сильную физическую усталость, переутомление.

Игнорировать данное отклонение или ждать, что ребенок «перерастет», избавится от вредной привычки, ни в коем случае нельзя, так как симптомы заболевание могут «затихнуть» на определенный период, а потом с новой силой возникнуть в более взрослом возрасте и с другой симптоматикой!

Опытные специалисты нашего Центра (нейропсихолог, арттерапевт, поведенческий терапевт) готовы провести комплексную диагностику (аппаратную и безаппаратную) и составить индивидуальную коррекционную программу для ребенка с целью выявления и устранения психологических, неврологических или же нейропсихологических причин возникновения тиков.

Считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.

Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:

  • приобретаются новые навыки;
  • изменяется поведение ребенка;
  • происходит становление личностных характеристик.

Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость нервной системы в результате:

  • Хронической внутриутробной гипоксии:
  • заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
  • Внутриутробных инфекций:
  • Острой гипоксии в родах:
  • Родовых травм.
  • Приема лекарственных препаратов матерью в период беременности.
  • Назначения лекарств новорожденному после рождения.
  • Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.

Причиной тиков и навязчивых движений может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.

А также низкая физическая активность ребенка.

Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:

  • острая или хроническая психотравмирующая ситуация, с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
  • постоянный шум или другие раздражители;
  • психологическая травма у ребенка;
  • частые соматические болезни.

Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.

Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.

Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и мозга и требуют немедленной диагностики и лечения.

Опасность заключена в том, что эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.

При легкой степени заболевания иногда достаточно курса занятий с нейропсхологом психологом или поведенческим терапевтом. Но обязательно нужно:

  • на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач;
  • больше находится с ребенком на свежем воздухе;
  • обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства;
  • организовать больше движений и физической активности;
  • арттерапевтическая деятельность, музыкальная терапия, нейрокоррекционные занятия оказывают благоприятное воздействие;

Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере. Очень часто тики и навязчивые движения – это лишь надводная часть айсберга, которая заметна невооруженным глазом, а проблемы кроются глубже. И если пытаться устранить проявления (т.е.) тик, проблема ( неуспешности, конфликтов, стресса, перенапряжения, низкой нейродинамики, отсутствия навыков коммуникации, школьная «неуспешность») могут усугубиться, а сигнал SOS для окружающих и родителей стать громче и сильнее – перерасти в энурез, логоневроз, энкопрез. Поэтому игнорировать или пытаться решить проблему навязчивых движений замалчиванием, замечаниями, одергиваниями может привезти к ещё большему усилению и усложнению проблемы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector