Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Медикаментозное лечение при аутизме, ЗРР, СДВГ, дизартрии

Медикаментозное лечение при аутизме, ЗРР, СДВГ, дизартрии

Лекарственная терапия – одна из трех составляющих помощи детям с ЗРР, аутизмом, дизартрией, СДВГ и другими нарушениями психоречевого и речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, какие препараты обычно рекомендуют врачи, действительно ли они помогают и как можно усилить их положительный эффект.

«Вы почему раньше ребенка не приводили?! — испепеляла меня взглядом невролог. — У него задержка развития речи. А как он у вас в школе заниматься будет, вы подумали? Вот лекарства, через два месяца снова придете. Впрочем, лечить или не лечить — ваше дело». Между строк слышалось: «На сына вам, по всей видимости, плевать, ну и я особо напрягаться не буду…»

Да, порой родители и в самом деле что-то упускают из виду. Но и агрессивное непонимание со стороны врачей не прибавляет оптимизма: от медработников ждешь сочувствия и искреннего желания помочь, но никак не презрительных взглядов на «еще одну безответственную мамашу», которая, по их мнению, не вылезает из телефона, книжек ребенку не читает и вообще весь декрет промаялась дурью.

Родители, впервые столкнувшиеся с подобным диагнозом (который и не диагноз вовсе, а симптом нескольких возможных заболеваний или отклонений в развитии), не знают, к кому обращаться за помощью. Кому-то проще все пустить на самотек: авось, заговорит. И такие случаи действительно бывают: молчун неожиданно начинает выдавать целые предложения — остается только удивляться! Можно положиться-таки на советы врача и лечить чадо таблетками. Но всегда ли помогут волшебные пилюли? Поэтому сегодня постараемся собрать всю информацию о способах работы с детьми с задержкой развития речи, которая доступна жителям Уфы и не только.

Пейте таблетки!

Итак, этап первый — это обращение к врачам первичного звена: участковому педиатру, неврологу и психиатру. Именно они должны установить причины задержки развития речи, среди которых мозговая дисфункция, ранние заболевания, тугоухость, наследственность, ну и социально-педагогические — неблагоприятный психологический климат в семье, педагогическая запущенность или, наоборот, гиперопека. Впрочем, в трети случаев они так и остаются невыясненными.

Однако что бы ни спровоцировало у малыша задержку развития речи, решать проблему, уверены специалисты, нужно комплексно. Даже если диагноз чисто медицинский и невролог назначил вашему чаду препараты, которые активизируют обмен веществ в нервных клетках и улучшают мыслительные процессы, полагаться на одни лишь таблетки не стоит: ребенку в любом случае понадобится помощь психолога и логопеда. Отделы мозга развиваются взаимосвязанно; если страдают речевые функции, отставание наверняка проявится и в других областях: например, малыш будет неусидчивым, у него будет плохо развита мелкая моторика.

Вот здесь и начинается самое интересное. Невролог назначит ребенку лечение и, в лучшем случае, направит на массаж и электрофорез. А дальше? А дальше как повезет. Мне, как вы понимаете, повезло не очень. Ведь именно от осведомленности и квалифицированности педиатров и неврологов зависит, узнают ли родители о возможностях лечения и реабилитации детей с задержкой речи.

Сарафанное радио — лучшая реклама!

— О том, что ребенок может пройти лечение в нашем центре, родителю должны сообщать врачи первичного звена, — рассказывает заведующая детским консультативно-диагностическим отделением Республиканского клинического психотерапевтического центра Минздрава РБ Светлана Алянгина. — Они же при необходимости дают направление к нашим специалистам.

Направление от участковых позволяет посетить врачей центра бесплатно. А вот если родители ребенка обращаются сюда, минуя первичное звено, то за прием придется заплатить. Психотерапевтический центр — автономное учреждение Минздрава Республики Башкортостан.

Его специалисты в зависимости от ситуации рекомендуют комплексное лечение в условиях дневного или круглосуточного стационара. Программа подбирается индивидуально для каждого ребенка.

— Задержка развития речи — лишь одно из направлений нашей работы, — добавляет Светлана Ураловна. — Мы работаем с поведенческими нарушениями, аутистическими проявлениями, неврозами, заиканием, тиками, расстройствами пищевого поведения (анорексия, булимия), синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, суицидальным поведением у детей и подростков. Если у родителей возникают сомнения, всегда лучше прийти к специалисту, чтобы подтвердить или исключить патологию.

Альтернативных государственных медицинских центров в республике сегодня не существует, а вот частных — предостаточно. Выбор, куда обратиться за помощью, остается за родителями.

Справка

По данным Министерства здравоохранения РБ, в 2019 году в круглосуточном стационаре Республиканского психотерапевтического центра пролечились 157 детей с нарушениями речи и 255 — в дневном.

Что касается реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству семьи, труда и социальной защиты населения РБ, то здесь дети с задержкой речевого развития могут рассчитывать на помощь специалистов совершенно бесплатно.

— В справке медико-социальной экспертизы об инвалидности ребенка указано, куда можно обратиться, — поясняет заместитель директора уфимского центра Айгуль Мурзакаева. — В списке учреждений и наш центр. А вот если ребенок не инвалид, то обычно работает сарафанное радио. Не нужно дожидаться инвалидности, чтобы к нам прийти. Достаточно справки врачебной комиссии, которая выдается в поликлинике по месту жительства.

В реабилитационных центрах дети с задержкой развития речи занимаются с логопедами, психологами, педагогами, проходят физиопроцедуры, логопедический массаж, занимаются в комнатах сенсорной коррекции.

Специалисты центров работают с детьми, у которых наблюдаются не только речевые задержки, но также синдром гиперактивности, эмоционально-волевые расстройства, детский церебральный паралич, заболевания нервной, опорно-двигательной, эндокринной и других систем организма.

А у родителей ребенка-инвалида есть дополнительная возможность получить по собственному выбору сертификат на реабилитацию в частных центрах, некоммерческих организациях и санаториях, расположенных на территории республики. Выдача их началась в прошлом году. В 2020 году сумма, на которую могут быть оказаны услуги, составляет 41722, 59 рубля.

Кстати

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями располагаются не только в Уфе, но и в других городах и районах РБ. С полным их списком, в том числе и реестром поставщиков социальных услуг, можно ознакомиться на официальном сайте Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ во вкладке «Деятельность» — «Социальное обслуживание».

Четвероногий врач

Республиканский психоневрологический санаторий «Акбузат» также принимает детей с ЗРР. Причем пребывание и лечение в нем может быть полностью оплачено государством — вперед за путевкой в поликлинику! С сентября по май здесь проводится 17 заездов. Лето — пора отдыхающих за свой счет.

Лечатся здесь маленькие пациенты с различными патологиями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы, пограничными психическими расстройствами и расстройствами поведения. Помимо прочего «Акбузат» предлагает иппотерапию. Кстати, это ведущее направление работы Республиканского центра иппотерапии для детей-инвалидов. Его руководитель Наталья Никитина уверена, что лошадь сама по себе целый реабилитационный центр.

Читать еще:  Фолликулы в яичниках этапы развития нормы и отклонения

— Одну из ключевых ролей здесь играет ритм шагов лошади. Верховая езда позволяет человеку войти в механизм правильного движения. Поэтому она очень полезна при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Казалось бы, что общего между ездой на лошади и развитием речи? Оказывается, иппотерапия пусть и не напрямую, но вполне способна повлиять на этот сложный процесс. Температура тела животного на 1,5 градуса выше, чем у человека, а значит, улучшается кровообращение в нижних конечностях и во всем организме всадника. Хорошо насыщается кислородом мозг — активнее развивается речь.

— Важно учесть и психологический фактор, — отмечает Наталья Анатольевна. — Общение с лошадью — это всегда положительные эмоции. И даже если ребенок плохо идет на контакт с человеком, лошадь выступает как посредник. Ведь дети не только катаются верхом, но и знакомятся с животными, приветствуют их, кормят. Здесь важна грамотная работа инструктора, который хорошо знает различные методики проведения занятий.

Платное занятие в центре иппотерапии стоит 800 рублей для детей от 6 месяцев до 18 лет, однако инвалиды имеют возможность заниматься бесплатно в рамках действующих проектов. Очередной из них — проект «Подкованные доктора» на грант главы Башкортостана — реализуется с ноября 2019 года. В нем участвуют 50 детей с инвалидностью от 3 лет и старше.

Дышите глубже

— Попробуйте походить на плавание, — посоветовала мне участковый педиатр. — Оно очень помогает.

То, что плавание — это отличное средство оздоровления организма в целом, общеизвестная истина. А как оно связано с речью?

— Дело в том, что у детей не все зоны легких участвуют в газообмене, — рассказывает Ильдар Аминев, по образованию педиатр, а кроме того, директор и инструктор детского аквацентра. — Вот представьте: ребенок ныряет, выходит из воды и делает глубокий вдох. В процесс газообмена включаются нижние отделы легких, кровь больше обогащается кислородом, а значит, усиленно снабжает им мозг, в том числе и отделы, отвечающие за речь.

Ильдар Ильсафович советует начинать водить детей на плавание до трех месяцев, когда еще сохранился естественный рефлекс ныряния. Ведь для младенцев вода — родная стихия.

Малыш чуть старше становится менее коммуникабельным, дольше налаживает контакт с инструктором, да и рефлекс ныряния теряет. Его нужно вырабатывать заново. Впрочем, лучше поздно, чем никогда. Цена вопроса: 1000 — 1300 рублей — индивидуальное занятие, 650 — 700 — групповое.

Техника против речи

Развитие речи у малышей попадает в поле зрения не только медиков и социальных работников, но и педагогов. Некоторые дошкольные учреждения в Уфе имеют собственные логопедические пункты и группы, где с детьми с такими нарушениями занимаются по специальной программе.

— В логогруппу отбирают малышей с серьезными нарушениями речи примерно в 4,5 года, — поясняет логопед детского сада № 3 Лилия Мансурова. — С сентября начинаются занятия по программе, которая рассчитана на два года. Впрочем, при серьезных нарушениях речи мы можем включить ребенка в состав группы уже с четырех лет. Сами группы небольшие — максимум 13 человек. Специальные занятия по развитию речи проходят пять раз в неделю в групповой форме и ежедневно — индивидуальные.

К сожалению, до четырех лет логопеды-педагоги с малышами не занимаются: во-первых, считают, что речь до этого времени находится в процессе становления и может исправиться сама; во-вторых, программа просто не рассчитана на детей, которые говорят плохо или не говорят совсем. Над постановкой речи, а также некоторыми поведенческими проблемами работают другие специалисты — логопеды-дефектологи. Их в детских садах, увы, нет.

Еще одна сложность в том, что сегодня таких групп катастрофически не хватает.

— Раньше мы ходили по району, набирали детей в логогруппу из других детских садов. Сегодня и своих малышей предостаточно, — сетует Лилия Мухаяровна. — Из 60 воспитанников только у двух-трех наблюдаются минимальные дефекты. У остальных — речевые нарушения различной степени тяжести. Приходится отбирать в группу ребят с самыми серьезными нарушениями…

Основная причина усугубившейся в наше время ситуации, по мнению логопеда, — вездесущая техника. Мама ведет ребенка в детский сад, и вместо того, чтобы рассказывать что-то об окружающем мире, разговаривает по телефону. Вместо чтения сказок — планшет с мультиками. Вместо семейных прогулок — компьютерные игры. В итоге малыш оказывается предоставлен сам себе.

Какими бы причинами ни была вызвана задержка речевого развития у ребенка, с ней нужно работать. Возможностей для этого сегодня достаточно. Главное, понять, какие занятия лучше ему подходят, и не забывать, что любовь, забота и терпение — главные условия для развития малыша.

Жалобы на задержку речевого развития

На задержку речи жалуются родители.

Ориентирами для обращения за медицинской помощью служат такие временные рамки:

  • на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
  • не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
  • демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
  • в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
  • в 2 года не говорит ни одного слова;
  • в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
  • в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
  • использует жесты и мимику взамен речи.

Как проходят сеансы физиотерапии при задержке речевого развития?

Процедуры магнитотерапии и лекарственного электрофореза назначаются комплексно. Изначально специально сокращается время сеанса, чтобы проследить за реакцией ребенка. В среднем, курс лечения состоит из 10–12 процедур. Процедуры физиотерапии при задержке речевого развития в Первом детском медицинском центре проводятся под контролем специалистов в отдельном кабинете. Вся аппаратная часть сертифицирована и разрешена для использования. Медицинский персонал поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и нормально переносить безболезненные процедуры. При желании родителей они могут присутствовать во время проведения лекарственного электрофореза или магнитотерапии.

В качестве дополнительных методов – работа с дефектологами, коррекционными специалистами, увеличение время пребывания с ребенком, активизация социальных навыков, общение со сверстниками. Физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться с интервалом 2–3 месяца при отсутствии противопоказаний. После курсов магнитотерапии и лекарственного электрофореза заметны улучшения в координации движений, двигательной функции, а также в психологическом развитии: увеличивается речевой запас, проявляется активность в общении с другими детьми, расширяется спектр знаний.

Читать еще:  Опасность развития многокамерного образования яичника

Нормы и признаки задержки развития речи

Не стоит ориентироваться на развитие соседского ребенка. Даже малыши, к году скандирующие длинные четверостишья, могут нуждаться в поддержке специалиста по поводу гиперактивности или других проблем с общением. Таблицы, гуляющие по блогам и сайтам для мам часто очень ориентировочны, а иногда и вовсе включают устаревшие сведения. Может быть трудно определить, является ребенок просто незрелым в своей способности общаться или имеет проблему, требующую профессионального внимания. Норма, признаки и диагноз ЗРР часто очень разнятся в контексте и временных промежутках. Например, нормой является появление слова «мама» и «папа» к 9 месяцам – а вот поводом для серьезного беспокойства будет являться их отсутствие к 18 месяцам.

Поэтому разработана система «красных флагов» ЗРР и атипичного развития малыша. Весомый повод обратиться к специалисту, если ребенок не делает следующее:

  • До полутора лет. Способен следовать одношаговым инструкциям. Смотрит и указывает на 5-10 объектов, названных родителями. Называет близких: мама, папа, баба и т.д. Имитирует речь взрослых.
  • До двух лет. Словарный запас расширяется до 25 слов. Указывает на картинки или части тела. Показывает на пальчиках свой возраст. Хорошо развито общение жестами. Могут отсутствовать фразы.
  • До двух с половиной лет. Отвечает устно и кивает на вопросы. Появляются первые уникальные сочетания существительного и глагола: «Киса
  • Три года. Понимает предлоги или слова действия. Следует двухэтапным указаниям: «Возьми мяч и дай маме». Использует по крайней мере 200 слов. Просит вещи по их названию.
  • К 4 годам ребенок должен быть в основном понят, даже людьми, которые его не знают.

В любом возрасте «красным флагом» и тревожным признаком задержки является:

  • Повторение фразы в ответ на вопросы (эхолалия).
  • Регресс или потеря ранее приобретенных навыков.

Причины ЗРР

Большинство отечественных и зарубежных авторов сходятся во мнении, что в преимущественном количестве случаев причина ЗРР не будет достоверно установлена.

Причины ЗРР можно условно разделить на первичные и вторичные. Вторичные являются следствием иной, чаще медицинской проблемы и наблюдаются при аутизме, детском церебральном параличе, патологии слуха. В некоторых случаях более чем один фактор способствует задержке речи.

  • У многих детей причиной задержки речи являются орально-моторные нарушения. Проблемы в областях мозга, ответственных за речь затрудняют координацию губ, языка и челюсти, которые участвуют в правильном произношении.
  • Дефекты ротовой полости, например, проблемы с языком или нёбом или короткая уздечка (складка под языком), которая может ограничивать движение языка.
  • Психосоциальные проблемы, такие как отсутствие внимание к ребенку.

Некоторые специалисты выделяют так называемую «группу риска», к которой относятся дети мужского пола, недоношенные или с низким весом при рождении, с историей задержки речи у близких родственников. Стоит отметить, что мамам сыновей часто дают совет «просто подождать». Мальчики действительно чаще и дольше молчат, но мужской пол сам по себе — это не причина и сыновья также нуждаются в своевременной помощи. Недоношенность часто сопровождается внутриутробным кислородным голоданием головного мозга с последующими орально-моторными симптомами, но не обязательно приводит к ЗРР.

Диагностика ЗРР

Для диагностического поиска причин и последующего эффективного лечения ЗРР может быть задействована большая команда команда: педиатр, невролог, психиатр, психолог, ЛОР, дефектолог. Могут быть назначены очень узкоспециализированные методы обследования, такие как МРТ головного мозга или электроэнцефалография.

Первым специалистом, оценивающим развитие речи малыша, чаще всего становится логопед. Для диагностики используется беседа в игровой форме и некоторые специальные тесты и шкалы оценки. Родители обращаются самостоятельно, при направлении в дошкольное учреждение или по рекомендации смежного специалиста. Профессионал всегда проводит оценку языковых навыков в контексте общего развития.

Лечение ЗРР лекарственными препаратами

Медикаментозное лечение ЗРР направлено на стимуляцию высшей нервной деятельности. Лекарства при задержке речевого развития у детей назначаются неврологом. Большинство из них оказывают непосредственное влияние на головной мозг (ГМ), выборочно угнетая или стимулируя происходящие в нем процессы. Выбор лекарств для лечения ЗРР велик. Формы выпуска препаратов также отличаются. До года лучше использовать капли при ЗРР, детям 2-3 лет подходит суспензия, более старшим детям – таблетки. Можно выделить несколько основных групп лекарств для лечения ЗРР.

Могут использоваться и другие лекарства при задержке речевого развития у детей. В большинстве, все они оказывают нейропротективное действие, но принадлежат к разным группам, и отличаются механизмом действия.

  1. Средства на основе пирролидона – Ноотропил, Пирацетам.
  2. Лекарства на основе пиридоксина – Энцефабол, Биотредин.
  3. Аналоги ГАМК – Фенибут, Пантогам.
  4. Холинергические препараты – Церебролизин.
  5. Глутаматергические лекарства – Глицин, Акатинол Мемантин.

Ноотропные препараты

Ноотропные лекарства при ЗРР у детей играют большую роль. Они увеличивают интенсивность работы ГМ и улучшают все познавательные функции ребенка, которые важны для нормального обучения. Отмечена их способность стимулировать память и процесс запоминания нового, повышать устойчивость клеток ГМ к недостатку кислорода.

Прием ноотропных лекарств позволяет легче переносить высокие психоэмоциональные нагрузки. Одним из препаратов, позволяющих эффективно лечить задержку речевого развития в детском возрасте является Acefen (Ацефен). Он особенно эффективен, если ЗРР вызывается гипоксией ГМ или черепно-мозговой травмой. Среди его основных действий:

  • улучшение метаболических процессов в коре ГМ;
  • стимуляция мнестических функций;
  • улучшение процесса умственной деятельности;
  • увеличение кровоснабжение ГМ;
  • умеренная психостимуляция.

Одной из особенностей этого лекарства является то, что его можно совмещать с приемом других ноотропных препаратов – но только по назначению невролога.

Важно! Большинство препаратов этой группы обладают стимулирующим эффектом, поэтому их прием должен осуществляться в первой половине дня. Вечерний прием может вызвать нарушения сна.

Витамины при ЗРР

Витаминные препараты при ЗРР назначаются практически всегда. Они способствуют поддержанию должного уровня интенсивности обменных процессов, принимают участие в синтезе гормонов и ферментов, повышают защитные силы организма. Все витамины группы В оказывают регулирующее влияние на процессы, протекающие в нервной системе.

Поливитаминные комплексы обязательны к назначению при ЗРР еще и потому, что алиментарным путем (с пищей) получить необходимое количество витаминов невозможно. Наряду с такими комплексами могут использоваться и БАДы. Одним из распространенных препаратов, который дополняет медикаментозное лечение ЗРР у детей, стал Эфалекс.

В его составе – полиненасыщенные жирные кислоты, которые играют важнейшую роль в процессе обмена веществ, а также являются составной частью мембран нейронов. Недостаток полиненасыщенных жирных кислот затрудняет проведение нервных импульсов, ухудшает процесс запоминания и обучения, может приводить к гиперактивности.

Читать еще:  Недоношенные дети — физиология развитие по месяцам

Адаптогены

Эта группа лекарств помогает человеческому организму приспособиться любым формам стресса. Позволяет быстро восстанавливаться после физических или психологических перегрузок, заболеваний, воздействий токсинов. Все адаптогены «работают» на нескольких уровнях одновременно:

  • повышают уровень энергии за счет стимуляции синтеза АТФ;
  • защищают митохондрии и мембраны клеток и ДНК от токсинов и разрушения;
  • увеличивают снабжение тканей кислородом;
  • стимулируют синтезирование белков.

Одним из эффективных адаптогенов, который может использоваться при лечении ЗРР у детей является Sargenor (Сарженор). Это лекарство может назначается с 3-х летнего возраста. Помимо основных действий, присущих этой группе препаратов, Sargenor (Сарженор) стимулирует высвобождение гормона роста, уменьшает молочнокислый ацидоз. Отмечается небольшая ноотропная активность, а также нормализация деятельности ЦНС.

Антигипоксанты

Эти лекарства при лечении задержки речевого развития у детей способствуют лучшей утилизации циркулирующего в крови кислорода, и повышают устойчивость клеток к кислородному голоданию. В педиатрии часто применяется лекарство Элькар. Он не только защищает клетки от гипоксии, но и обладает нейропротективным действием, обеспечивая нейронам возможность нормальной работы при различных интоксикациях.

Курсовой прием этого препарата при ЗРР позволяет восполнить щелочной резерв крови, восстановить процесс ауторегуляции церебрального кровообращения. При наличии в головном мозге очагов с недостаточным кровоснабжением, Элькар способствует увеличению поступления к ним крови, ускоряет процессы репарации тканей ГМ при травмах.

Вазопротекторы

Они назначаются для коррекции микроциркуляции, улучшения состояния кровеносных сосудов, восстановления реологических свойств крови и тканевого обмена. Такие препараты при ЗРР и ЗПР применяются в качестве дополнительной терапии в том случае, если патология вызывается выраженными нарушениями кровообращения в ГМ.

Все лекарства этой группы улучшают состояние сосудистой стенки (укрепляют ее), регулируют системный кровоток, уменьшают проницаемость сосудистой стенки. В педиатрической практике вазопротекторы назначаются с большой осторожностью, поскольку полноценные клинические испытания их воздействия на организм ребенка не проводились. Самым распространенным средством стал Пентоксифиллин. Среди его основных действий:

  • уменьшение вязкости крови;
  • расширение сосудов;
  • повышение концентрации АТФ;
  • точечное улучшение микроциркуляции в тех зонах, где она нарушена.

Режим приема и доза препарата рассчитывается неврологом для каждого пациента персонально.

Гомеопатические средства

Медикаментозное лечение задержки речевого развития нередко дополняется назначением гомеопатических средств. Их применение в возрастных дозировках безопасно, поэтому они могут использоваться для лечения детей с первых дней жизни. В качестве комплексной терапии ЗРР чаще всего применяется препарат Церебрум композитум.

Он благотворно влияет на все процессы в ЦНС. На фоне лечения этим гомеопатическим лекарством отмечается улучшение познавательных функций и памяти, облегчается усвоение новой информации. Кроме того, препарат нормализует состояние стенок сосудов, повышает их эластичность, что важно при лечении ЗРР, если ее причина – ишемия ГМ.

Важно! Любое гомеопатическое средство имеет противопоказания, наряду с другими лекарственными средствами. Назначение осуществляется только врачом, который предварительно выявляет возможные противопоказания для приема.

Производные пирролидона

Медикаментозное лечение задержки речевого развития у детей часто проводится этой группой препаратов. Самым распространенным и доступным лекарством стал Пирацетам. Он непосредственно влияет на работоспособность ГМ, защищает нейроны от неблагоприятного воздействия экзо- и эндогенных токсинов, нехватки кислорода. Кроме того, это лекарство при ЗРР способствует улучшению связи между полушариями ГМ, мозговой кровоток, облегчает передачу нервных сигналов между клетками. Среди других его эффектов:

  • снижение вязкости крови;
  • улучшение процессов обмена веществ в тканях нервной системы;
  • нормализация микроциркуляции.

При этом, препарат не оказывает сосудорасширяющего действия, и не влияет на показатели артериального давления.

Производные пиридоксина

Препараты этой группы ингибируют ферменты лизосом, что позволяет стабилизировать состояние клеточных мембран, и восстанавливать работоспособность нейронов. В зависимости от того, какие методы лечения ЗРР выбирает невролог, могут применяться такие препараты, как Энцефабол и Биотредин. Второй часто служит в качестве вспомогательного средства, Энцефабол может назначаться для лечения в качестве основного препарата.

Это лекарство выраженно улучшает деятельность центральной нервной системы. Энцефабол стимулирует познавательные процессы у ребенка, улучшает память, снимает тревожность и раздражительность. Наряду с другими мероприятиями по коррекции ЗРР, это лекарство способствует более быстрому формированию необходимых речевых навыков.

Аналоги и производные ГАМК

Лекарства этой фармгруппы обладают многогранным действием на ЦНС, и многие из них могут назначаться для лечения детей с ЗРР. Особенно эффективны они в том случае, если ЗРР связана с тяжелыми органическими поражениями ГМ. Достаточную эффективность доказал Пантогам. Этот сироп при задержке речевого развития можно давать детям с первых месяцев жизни. Среди основных действий этого лекарства нужно отметить:

  • снижение потребности клеток ГМ в кислороде;
  • защита нервных клеток от токсического воздействия различных веществ и факторов;
  • улучшение памяти;
  • противосудорожное;
  • седативное.

Этот сироп при ЗРР повышает интерес ребенка к учебному процессу, что позволяет проводить коррекционную работу более интенсивно, сокращая сроки наступления выздоровления.

Холинергические препараты

Неврологи чаще всего назначают Церебролизин. Он отличается мультимодальным действием на ГМ – обеспечивает нейропротекцию, регулирует метаболизм, проявляет нейротрофическую активность. Увеличивая качество аэробного обмена в ГМ, эти уколы при задержке речевого развития у детей понижают потребность нейронов в кислороде. Аналогичным действием обладают все лекарства холинергической группы.

В результате, эти уколы при ЗРР детям помогают стимулировать все когнитивные (познавательные) функции, улучшить все виды памяти, стимулировать умственную (и физическую) работоспособность, повысить интерес к жизни и снять тревожность. Это лекарство может использоваться при ЗРР любой этиологии – как в качестве основного препарата, так и в составе комплексного лечения.

Глутаматергические лекарства

Лечение ЗРР у детей такими препаратами способствует снижению чрезмерной стимуляции нейронов и их разрушению. Основные препараты при лечении ЗРР у детей – Глицин и Акатинол Менмантин. Последний достаточно эффективен, но детям назначается с осторожностью – невролог обязательно оценивает текущее состояние пациента, длительность заболевания, выраженность симптоматики.

Глицин полностью безопасен, и может назначаться для лечения с момента рождения. Таблетки при ЗРР детям нужно рассасывать под языком – это позволяет активному веществу проникать в кровь, минуя ЖКТ.

Глицин таблетки при задержке речевого развития способствует:

  • снижению агрессивности, конфликтности, эмоционального напряжения;
  • повышению настроения;
  • нормализации сна;
  • повышению умственной работоспособности;
  • уменьшению вегетососудистых нарушений.

Все ноотропные препараты для лечения задержка речевого развития доказали свою эффективность. Но оптимальных результатов лечения удается добиться, если лекарственные препараты при задержке речевого развития у детей сочетаются с физиотерапией, активным участием психолога и логопеда.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector