Медикаментозное лечение при аутизме, ЗРР, СДВГ, дизартрии
Медикаментозное лечение при аутизме, ЗРР, СДВГ, дизартрии
Лекарственная терапия – одна из трех составляющих помощи детям с ЗРР, аутизмом, дизартрией, СДВГ и другими нарушениями психоречевого и речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, какие препараты обычно рекомендуют врачи, действительно ли они помогают и как можно усилить их положительный эффект.
«Вы почему раньше ребенка не приводили?! — испепеляла меня взглядом невролог. — У него задержка развития речи. А как он у вас в школе заниматься будет, вы подумали? Вот лекарства, через два месяца снова придете. Впрочем, лечить или не лечить — ваше дело». Между строк слышалось: «На сына вам, по всей видимости, плевать, ну и я особо напрягаться не буду…»
Да, порой родители и в самом деле что-то упускают из виду. Но и агрессивное непонимание со стороны врачей не прибавляет оптимизма: от медработников ждешь сочувствия и искреннего желания помочь, но никак не презрительных взглядов на «еще одну безответственную мамашу», которая, по их мнению, не вылезает из телефона, книжек ребенку не читает и вообще весь декрет промаялась дурью.
Родители, впервые столкнувшиеся с подобным диагнозом (который и не диагноз вовсе, а симптом нескольких возможных заболеваний или отклонений в развитии), не знают, к кому обращаться за помощью. Кому-то проще все пустить на самотек: авось, заговорит. И такие случаи действительно бывают: молчун неожиданно начинает выдавать целые предложения — остается только удивляться! Можно положиться-таки на советы врача и лечить чадо таблетками. Но всегда ли помогут волшебные пилюли? Поэтому сегодня постараемся собрать всю информацию о способах работы с детьми с задержкой развития речи, которая доступна жителям Уфы и не только.
Пейте таблетки!
Итак, этап первый — это обращение к врачам первичного звена: участковому педиатру, неврологу и психиатру. Именно они должны установить причины задержки развития речи, среди которых мозговая дисфункция, ранние заболевания, тугоухость, наследственность, ну и социально-педагогические — неблагоприятный психологический климат в семье, педагогическая запущенность или, наоборот, гиперопека. Впрочем, в трети случаев они так и остаются невыясненными.
Однако что бы ни спровоцировало у малыша задержку развития речи, решать проблему, уверены специалисты, нужно комплексно. Даже если диагноз чисто медицинский и невролог назначил вашему чаду препараты, которые активизируют обмен веществ в нервных клетках и улучшают мыслительные процессы, полагаться на одни лишь таблетки не стоит: ребенку в любом случае понадобится помощь психолога и логопеда. Отделы мозга развиваются взаимосвязанно; если страдают речевые функции, отставание наверняка проявится и в других областях: например, малыш будет неусидчивым, у него будет плохо развита мелкая моторика.
Вот здесь и начинается самое интересное. Невролог назначит ребенку лечение и, в лучшем случае, направит на массаж и электрофорез. А дальше? А дальше как повезет. Мне, как вы понимаете, повезло не очень. Ведь именно от осведомленности и квалифицированности педиатров и неврологов зависит, узнают ли родители о возможностях лечения и реабилитации детей с задержкой речи.
Сарафанное радио — лучшая реклама!
— О том, что ребенок может пройти лечение в нашем центре, родителю должны сообщать врачи первичного звена, — рассказывает заведующая детским консультативно-диагностическим отделением Республиканского клинического психотерапевтического центра Минздрава РБ Светлана Алянгина. — Они же при необходимости дают направление к нашим специалистам.
Направление от участковых позволяет посетить врачей центра бесплатно. А вот если родители ребенка обращаются сюда, минуя первичное звено, то за прием придется заплатить. Психотерапевтический центр — автономное учреждение Минздрава Республики Башкортостан.
Его специалисты в зависимости от ситуации рекомендуют комплексное лечение в условиях дневного или круглосуточного стационара. Программа подбирается индивидуально для каждого ребенка.
— Задержка развития речи — лишь одно из направлений нашей работы, — добавляет Светлана Ураловна. — Мы работаем с поведенческими нарушениями, аутистическими проявлениями, неврозами, заиканием, тиками, расстройствами пищевого поведения (анорексия, булимия), синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, суицидальным поведением у детей и подростков. Если у родителей возникают сомнения, всегда лучше прийти к специалисту, чтобы подтвердить или исключить патологию.
Альтернативных государственных медицинских центров в республике сегодня не существует, а вот частных — предостаточно. Выбор, куда обратиться за помощью, остается за родителями.
Справка
По данным Министерства здравоохранения РБ, в 2019 году в круглосуточном стационаре Республиканского психотерапевтического центра пролечились 157 детей с нарушениями речи и 255 — в дневном.
Что касается реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству семьи, труда и социальной защиты населения РБ, то здесь дети с задержкой речевого развития могут рассчитывать на помощь специалистов совершенно бесплатно.
— В справке медико-социальной экспертизы об инвалидности ребенка указано, куда можно обратиться, — поясняет заместитель директора уфимского центра Айгуль Мурзакаева. — В списке учреждений и наш центр. А вот если ребенок не инвалид, то обычно работает сарафанное радио. Не нужно дожидаться инвалидности, чтобы к нам прийти. Достаточно справки врачебной комиссии, которая выдается в поликлинике по месту жительства.
В реабилитационных центрах дети с задержкой развития речи занимаются с логопедами, психологами, педагогами, проходят физиопроцедуры, логопедический массаж, занимаются в комнатах сенсорной коррекции.
Специалисты центров работают с детьми, у которых наблюдаются не только речевые задержки, но также синдром гиперактивности, эмоционально-волевые расстройства, детский церебральный паралич, заболевания нервной, опорно-двигательной, эндокринной и других систем организма.
А у родителей ребенка-инвалида есть дополнительная возможность получить по собственному выбору сертификат на реабилитацию в частных центрах, некоммерческих организациях и санаториях, расположенных на территории республики. Выдача их началась в прошлом году. В 2020 году сумма, на которую могут быть оказаны услуги, составляет 41722, 59 рубля.
Кстати
Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями располагаются не только в Уфе, но и в других городах и районах РБ. С полным их списком, в том числе и реестром поставщиков социальных услуг, можно ознакомиться на официальном сайте Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ во вкладке «Деятельность» — «Социальное обслуживание».
Четвероногий врач
Республиканский психоневрологический санаторий «Акбузат» также принимает детей с ЗРР. Причем пребывание и лечение в нем может быть полностью оплачено государством — вперед за путевкой в поликлинику! С сентября по май здесь проводится 17 заездов. Лето — пора отдыхающих за свой счет.
Лечатся здесь маленькие пациенты с различными патологиями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы, пограничными психическими расстройствами и расстройствами поведения. Помимо прочего «Акбузат» предлагает иппотерапию. Кстати, это ведущее направление работы Республиканского центра иппотерапии для детей-инвалидов. Его руководитель Наталья Никитина уверена, что лошадь сама по себе целый реабилитационный центр.
— Одну из ключевых ролей здесь играет ритм шагов лошади. Верховая езда позволяет человеку войти в механизм правильного движения. Поэтому она очень полезна при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Казалось бы, что общего между ездой на лошади и развитием речи? Оказывается, иппотерапия пусть и не напрямую, но вполне способна повлиять на этот сложный процесс. Температура тела животного на 1,5 градуса выше, чем у человека, а значит, улучшается кровообращение в нижних конечностях и во всем организме всадника. Хорошо насыщается кислородом мозг — активнее развивается речь.
— Важно учесть и психологический фактор, — отмечает Наталья Анатольевна. — Общение с лошадью — это всегда положительные эмоции. И даже если ребенок плохо идет на контакт с человеком, лошадь выступает как посредник. Ведь дети не только катаются верхом, но и знакомятся с животными, приветствуют их, кормят. Здесь важна грамотная работа инструктора, который хорошо знает различные методики проведения занятий.
Платное занятие в центре иппотерапии стоит 800 рублей для детей от 6 месяцев до 18 лет, однако инвалиды имеют возможность заниматься бесплатно в рамках действующих проектов. Очередной из них — проект «Подкованные доктора» на грант главы Башкортостана — реализуется с ноября 2019 года. В нем участвуют 50 детей с инвалидностью от 3 лет и старше.
Дышите глубже
— Попробуйте походить на плавание, — посоветовала мне участковый педиатр. — Оно очень помогает.
То, что плавание — это отличное средство оздоровления организма в целом, общеизвестная истина. А как оно связано с речью?
— Дело в том, что у детей не все зоны легких участвуют в газообмене, — рассказывает Ильдар Аминев, по образованию педиатр, а кроме того, директор и инструктор детского аквацентра. — Вот представьте: ребенок ныряет, выходит из воды и делает глубокий вдох. В процесс газообмена включаются нижние отделы легких, кровь больше обогащается кислородом, а значит, усиленно снабжает им мозг, в том числе и отделы, отвечающие за речь.
Ильдар Ильсафович советует начинать водить детей на плавание до трех месяцев, когда еще сохранился естественный рефлекс ныряния. Ведь для младенцев вода — родная стихия.
Малыш чуть старше становится менее коммуникабельным, дольше налаживает контакт с инструктором, да и рефлекс ныряния теряет. Его нужно вырабатывать заново. Впрочем, лучше поздно, чем никогда. Цена вопроса: 1000 — 1300 рублей — индивидуальное занятие, 650 — 700 — групповое.
Техника против речи
Развитие речи у малышей попадает в поле зрения не только медиков и социальных работников, но и педагогов. Некоторые дошкольные учреждения в Уфе имеют собственные логопедические пункты и группы, где с детьми с такими нарушениями занимаются по специальной программе.
— В логогруппу отбирают малышей с серьезными нарушениями речи примерно в 4,5 года, — поясняет логопед детского сада № 3 Лилия Мансурова. — С сентября начинаются занятия по программе, которая рассчитана на два года. Впрочем, при серьезных нарушениях речи мы можем включить ребенка в состав группы уже с четырех лет. Сами группы небольшие — максимум 13 человек. Специальные занятия по развитию речи проходят пять раз в неделю в групповой форме и ежедневно — индивидуальные.
К сожалению, до четырех лет логопеды-педагоги с малышами не занимаются: во-первых, считают, что речь до этого времени находится в процессе становления и может исправиться сама; во-вторых, программа просто не рассчитана на детей, которые говорят плохо или не говорят совсем. Над постановкой речи, а также некоторыми поведенческими проблемами работают другие специалисты — логопеды-дефектологи. Их в детских садах, увы, нет.
Еще одна сложность в том, что сегодня таких групп катастрофически не хватает.
— Раньше мы ходили по району, набирали детей в логогруппу из других детских садов. Сегодня и своих малышей предостаточно, — сетует Лилия Мухаяровна. — Из 60 воспитанников только у двух-трех наблюдаются минимальные дефекты. У остальных — речевые нарушения различной степени тяжести. Приходится отбирать в группу ребят с самыми серьезными нарушениями…
Основная причина усугубившейся в наше время ситуации, по мнению логопеда, — вездесущая техника. Мама ведет ребенка в детский сад, и вместо того, чтобы рассказывать что-то об окружающем мире, разговаривает по телефону. Вместо чтения сказок — планшет с мультиками. Вместо семейных прогулок — компьютерные игры. В итоге малыш оказывается предоставлен сам себе.
Какими бы причинами ни была вызвана задержка речевого развития у ребенка, с ней нужно работать. Возможностей для этого сегодня достаточно. Главное, понять, какие занятия лучше ему подходят, и не забывать, что любовь, забота и терпение — главные условия для развития малыша.
Жалобы на задержку речевого развития
На задержку речи жалуются родители.
Ориентирами для обращения за медицинской помощью служат такие временные рамки:
- на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
- не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
- демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
- в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
- в 2 года не говорит ни одного слова;
- в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
- в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
- использует жесты и мимику взамен речи.
Как проходят сеансы физиотерапии при задержке речевого развития?
Процедуры магнитотерапии и лекарственного электрофореза назначаются комплексно. Изначально специально сокращается время сеанса, чтобы проследить за реакцией ребенка. В среднем, курс лечения состоит из 10–12 процедур. Процедуры физиотерапии при задержке речевого развития в Первом детском медицинском центре проводятся под контролем специалистов в отдельном кабинете. Вся аппаратная часть сертифицирована и разрешена для использования. Медицинский персонал поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и нормально переносить безболезненные процедуры. При желании родителей они могут присутствовать во время проведения лекарственного электрофореза или магнитотерапии.
В качестве дополнительных методов – работа с дефектологами, коррекционными специалистами, увеличение время пребывания с ребенком, активизация социальных навыков, общение со сверстниками. Физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться с интервалом 2–3 месяца при отсутствии противопоказаний. После курсов магнитотерапии и лекарственного электрофореза заметны улучшения в координации движений, двигательной функции, а также в психологическом развитии: увеличивается речевой запас, проявляется активность в общении с другими детьми, расширяется спектр знаний.
Нормы и признаки задержки развития речи
Не стоит ориентироваться на развитие соседского ребенка. Даже малыши, к году скандирующие длинные четверостишья, могут нуждаться в поддержке специалиста по поводу гиперактивности или других проблем с общением. Таблицы, гуляющие по блогам и сайтам для мам часто очень ориентировочны, а иногда и вовсе включают устаревшие сведения. Может быть трудно определить, является ребенок просто незрелым в своей способности общаться или имеет проблему, требующую профессионального внимания. Норма, признаки и диагноз ЗРР часто очень разнятся в контексте и временных промежутках. Например, нормой является появление слова «мама» и «папа» к 9 месяцам – а вот поводом для серьезного беспокойства будет являться их отсутствие к 18 месяцам.
Поэтому разработана система «красных флагов» ЗРР и атипичного развития малыша. Весомый повод обратиться к специалисту, если ребенок не делает следующее:
- До полутора лет. Способен следовать одношаговым инструкциям. Смотрит и указывает на 5-10 объектов, названных родителями. Называет близких: мама, папа, баба и т.д. Имитирует речь взрослых.
- До двух лет. Словарный запас расширяется до 25 слов. Указывает на картинки или части тела. Показывает на пальчиках свой возраст. Хорошо развито общение жестами. Могут отсутствовать фразы.
- До двух с половиной лет. Отвечает устно и кивает на вопросы. Появляются первые уникальные сочетания существительного и глагола: «Киса
- Три года. Понимает предлоги или слова действия. Следует двухэтапным указаниям: «Возьми мяч и дай маме». Использует по крайней мере 200 слов. Просит вещи по их названию.
- К 4 годам ребенок должен быть в основном понят, даже людьми, которые его не знают.
В любом возрасте «красным флагом» и тревожным признаком задержки является:
- Повторение фразы в ответ на вопросы (эхолалия).
- Регресс или потеря ранее приобретенных навыков.
Причины ЗРР
Большинство отечественных и зарубежных авторов сходятся во мнении, что в преимущественном количестве случаев причина ЗРР не будет достоверно установлена.
Причины ЗРР можно условно разделить на первичные и вторичные. Вторичные являются следствием иной, чаще медицинской проблемы и наблюдаются при аутизме, детском церебральном параличе, патологии слуха. В некоторых случаях более чем один фактор способствует задержке речи.
- У многих детей причиной задержки речи являются орально-моторные нарушения. Проблемы в областях мозга, ответственных за речь затрудняют координацию губ, языка и челюсти, которые участвуют в правильном произношении.
- Дефекты ротовой полости, например, проблемы с языком или нёбом или короткая уздечка (складка под языком), которая может ограничивать движение языка.
- Психосоциальные проблемы, такие как отсутствие внимание к ребенку.
Некоторые специалисты выделяют так называемую «группу риска», к которой относятся дети мужского пола, недоношенные или с низким весом при рождении, с историей задержки речи у близких родственников. Стоит отметить, что мамам сыновей часто дают совет «просто подождать». Мальчики действительно чаще и дольше молчат, но мужской пол сам по себе — это не причина и сыновья также нуждаются в своевременной помощи. Недоношенность часто сопровождается внутриутробным кислородным голоданием головного мозга с последующими орально-моторными симптомами, но не обязательно приводит к ЗРР.
Диагностика ЗРР
Для диагностического поиска причин и последующего эффективного лечения ЗРР может быть задействована большая команда команда: педиатр, невролог, психиатр, психолог, ЛОР, дефектолог. Могут быть назначены очень узкоспециализированные методы обследования, такие как МРТ головного мозга или электроэнцефалография.
Первым специалистом, оценивающим развитие речи малыша, чаще всего становится логопед. Для диагностики используется беседа в игровой форме и некоторые специальные тесты и шкалы оценки. Родители обращаются самостоятельно, при направлении в дошкольное учреждение или по рекомендации смежного специалиста. Профессионал всегда проводит оценку языковых навыков в контексте общего развития.
Лечение ЗРР лекарственными препаратами
Медикаментозное лечение ЗРР направлено на стимуляцию высшей нервной деятельности. Лекарства при задержке речевого развития у детей назначаются неврологом. Большинство из них оказывают непосредственное влияние на головной мозг (ГМ), выборочно угнетая или стимулируя происходящие в нем процессы. Выбор лекарств для лечения ЗРР велик. Формы выпуска препаратов также отличаются. До года лучше использовать капли при ЗРР, детям 2-3 лет подходит суспензия, более старшим детям – таблетки. Можно выделить несколько основных групп лекарств для лечения ЗРР.
Могут использоваться и другие лекарства при задержке речевого развития у детей. В большинстве, все они оказывают нейропротективное действие, но принадлежат к разным группам, и отличаются механизмом действия.
- Средства на основе пирролидона – Ноотропил, Пирацетам.
- Лекарства на основе пиридоксина – Энцефабол, Биотредин.
- Аналоги ГАМК – Фенибут, Пантогам.
- Холинергические препараты – Церебролизин.
- Глутаматергические лекарства – Глицин, Акатинол Мемантин.
Ноотропные препараты
Ноотропные лекарства при ЗРР у детей играют большую роль. Они увеличивают интенсивность работы ГМ и улучшают все познавательные функции ребенка, которые важны для нормального обучения. Отмечена их способность стимулировать память и процесс запоминания нового, повышать устойчивость клеток ГМ к недостатку кислорода.
Прием ноотропных лекарств позволяет легче переносить высокие психоэмоциональные нагрузки. Одним из препаратов, позволяющих эффективно лечить задержку речевого развития в детском возрасте является Acefen (Ацефен). Он особенно эффективен, если ЗРР вызывается гипоксией ГМ или черепно-мозговой травмой. Среди его основных действий:
- улучшение метаболических процессов в коре ГМ;
- стимуляция мнестических функций;
- улучшение процесса умственной деятельности;
- увеличение кровоснабжение ГМ;
- умеренная психостимуляция.
Одной из особенностей этого лекарства является то, что его можно совмещать с приемом других ноотропных препаратов – но только по назначению невролога.
Важно! Большинство препаратов этой группы обладают стимулирующим эффектом, поэтому их прием должен осуществляться в первой половине дня. Вечерний прием может вызвать нарушения сна.
Витамины при ЗРР
Витаминные препараты при ЗРР назначаются практически всегда. Они способствуют поддержанию должного уровня интенсивности обменных процессов, принимают участие в синтезе гормонов и ферментов, повышают защитные силы организма. Все витамины группы В оказывают регулирующее влияние на процессы, протекающие в нервной системе.
Поливитаминные комплексы обязательны к назначению при ЗРР еще и потому, что алиментарным путем (с пищей) получить необходимое количество витаминов невозможно. Наряду с такими комплексами могут использоваться и БАДы. Одним из распространенных препаратов, который дополняет медикаментозное лечение ЗРР у детей, стал Эфалекс.
В его составе – полиненасыщенные жирные кислоты, которые играют важнейшую роль в процессе обмена веществ, а также являются составной частью мембран нейронов. Недостаток полиненасыщенных жирных кислот затрудняет проведение нервных импульсов, ухудшает процесс запоминания и обучения, может приводить к гиперактивности.
Адаптогены
Эта группа лекарств помогает человеческому организму приспособиться любым формам стресса. Позволяет быстро восстанавливаться после физических или психологических перегрузок, заболеваний, воздействий токсинов. Все адаптогены «работают» на нескольких уровнях одновременно:
- повышают уровень энергии за счет стимуляции синтеза АТФ;
- защищают митохондрии и мембраны клеток и ДНК от токсинов и разрушения;
- увеличивают снабжение тканей кислородом;
- стимулируют синтезирование белков.
Одним из эффективных адаптогенов, который может использоваться при лечении ЗРР у детей является Sargenor (Сарженор). Это лекарство может назначается с 3-х летнего возраста. Помимо основных действий, присущих этой группе препаратов, Sargenor (Сарженор) стимулирует высвобождение гормона роста, уменьшает молочнокислый ацидоз. Отмечается небольшая ноотропная активность, а также нормализация деятельности ЦНС.
Антигипоксанты
Эти лекарства при лечении задержки речевого развития у детей способствуют лучшей утилизации циркулирующего в крови кислорода, и повышают устойчивость клеток к кислородному голоданию. В педиатрии часто применяется лекарство Элькар. Он не только защищает клетки от гипоксии, но и обладает нейропротективным действием, обеспечивая нейронам возможность нормальной работы при различных интоксикациях.
Курсовой прием этого препарата при ЗРР позволяет восполнить щелочной резерв крови, восстановить процесс ауторегуляции церебрального кровообращения. При наличии в головном мозге очагов с недостаточным кровоснабжением, Элькар способствует увеличению поступления к ним крови, ускоряет процессы репарации тканей ГМ при травмах.
Вазопротекторы
Они назначаются для коррекции микроциркуляции, улучшения состояния кровеносных сосудов, восстановления реологических свойств крови и тканевого обмена. Такие препараты при ЗРР и ЗПР применяются в качестве дополнительной терапии в том случае, если патология вызывается выраженными нарушениями кровообращения в ГМ.
Все лекарства этой группы улучшают состояние сосудистой стенки (укрепляют ее), регулируют системный кровоток, уменьшают проницаемость сосудистой стенки. В педиатрической практике вазопротекторы назначаются с большой осторожностью, поскольку полноценные клинические испытания их воздействия на организм ребенка не проводились. Самым распространенным средством стал Пентоксифиллин. Среди его основных действий:
- уменьшение вязкости крови;
- расширение сосудов;
- повышение концентрации АТФ;
- точечное улучшение микроциркуляции в тех зонах, где она нарушена.
Режим приема и доза препарата рассчитывается неврологом для каждого пациента персонально.
Гомеопатические средства
Медикаментозное лечение задержки речевого развития нередко дополняется назначением гомеопатических средств. Их применение в возрастных дозировках безопасно, поэтому они могут использоваться для лечения детей с первых дней жизни. В качестве комплексной терапии ЗРР чаще всего применяется препарат Церебрум композитум.
Он благотворно влияет на все процессы в ЦНС. На фоне лечения этим гомеопатическим лекарством отмечается улучшение познавательных функций и памяти, облегчается усвоение новой информации. Кроме того, препарат нормализует состояние стенок сосудов, повышает их эластичность, что важно при лечении ЗРР, если ее причина – ишемия ГМ.
Важно! Любое гомеопатическое средство имеет противопоказания, наряду с другими лекарственными средствами. Назначение осуществляется только врачом, который предварительно выявляет возможные противопоказания для приема.
Производные пирролидона
Медикаментозное лечение задержки речевого развития у детей часто проводится этой группой препаратов. Самым распространенным и доступным лекарством стал Пирацетам. Он непосредственно влияет на работоспособность ГМ, защищает нейроны от неблагоприятного воздействия экзо- и эндогенных токсинов, нехватки кислорода. Кроме того, это лекарство при ЗРР способствует улучшению связи между полушариями ГМ, мозговой кровоток, облегчает передачу нервных сигналов между клетками. Среди других его эффектов:
- снижение вязкости крови;
- улучшение процессов обмена веществ в тканях нервной системы;
- нормализация микроциркуляции.
При этом, препарат не оказывает сосудорасширяющего действия, и не влияет на показатели артериального давления.
Производные пиридоксина
Препараты этой группы ингибируют ферменты лизосом, что позволяет стабилизировать состояние клеточных мембран, и восстанавливать работоспособность нейронов. В зависимости от того, какие методы лечения ЗРР выбирает невролог, могут применяться такие препараты, как Энцефабол и Биотредин. Второй часто служит в качестве вспомогательного средства, Энцефабол может назначаться для лечения в качестве основного препарата.
Это лекарство выраженно улучшает деятельность центральной нервной системы. Энцефабол стимулирует познавательные процессы у ребенка, улучшает память, снимает тревожность и раздражительность. Наряду с другими мероприятиями по коррекции ЗРР, это лекарство способствует более быстрому формированию необходимых речевых навыков.
Аналоги и производные ГАМК
Лекарства этой фармгруппы обладают многогранным действием на ЦНС, и многие из них могут назначаться для лечения детей с ЗРР. Особенно эффективны они в том случае, если ЗРР связана с тяжелыми органическими поражениями ГМ. Достаточную эффективность доказал Пантогам. Этот сироп при задержке речевого развития можно давать детям с первых месяцев жизни. Среди основных действий этого лекарства нужно отметить:
- снижение потребности клеток ГМ в кислороде;
- защита нервных клеток от токсического воздействия различных веществ и факторов;
- улучшение памяти;
- противосудорожное;
- седативное.
Этот сироп при ЗРР повышает интерес ребенка к учебному процессу, что позволяет проводить коррекционную работу более интенсивно, сокращая сроки наступления выздоровления.
Холинергические препараты
Неврологи чаще всего назначают Церебролизин. Он отличается мультимодальным действием на ГМ – обеспечивает нейропротекцию, регулирует метаболизм, проявляет нейротрофическую активность. Увеличивая качество аэробного обмена в ГМ, эти уколы при задержке речевого развития у детей понижают потребность нейронов в кислороде. Аналогичным действием обладают все лекарства холинергической группы.
В результате, эти уколы при ЗРР детям помогают стимулировать все когнитивные (познавательные) функции, улучшить все виды памяти, стимулировать умственную (и физическую) работоспособность, повысить интерес к жизни и снять тревожность. Это лекарство может использоваться при ЗРР любой этиологии – как в качестве основного препарата, так и в составе комплексного лечения.
Глутаматергические лекарства
Лечение ЗРР у детей такими препаратами способствует снижению чрезмерной стимуляции нейронов и их разрушению. Основные препараты при лечении ЗРР у детей – Глицин и Акатинол Менмантин. Последний достаточно эффективен, но детям назначается с осторожностью – невролог обязательно оценивает текущее состояние пациента, длительность заболевания, выраженность симптоматики.
Глицин полностью безопасен, и может назначаться для лечения с момента рождения. Таблетки при ЗРР детям нужно рассасывать под языком – это позволяет активному веществу проникать в кровь, минуя ЖКТ.
Глицин таблетки при задержке речевого развития способствует:
- снижению агрессивности, конфликтности, эмоционального напряжения;
- повышению настроения;
- нормализации сна;
- повышению умственной работоспособности;
- уменьшению вегетососудистых нарушений.
Все ноотропные препараты для лечения задержка речевого развития доказали свою эффективность. Но оптимальных результатов лечения удается добиться, если лекарственные препараты при задержке речевого развития у детей сочетаются с физиотерапией, активным участием психолога и логопеда.