Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание без травм: Как дисциплинировать детей разного возраста

Воспитание без травм: Как дисциплинировать детей разного возраста

Приведите ваши ожидания в соответствие со стадией развития ребенка

Поведение детей, особенно когда оно неидеальное — основная причина наших обращений ко всевозможным пособиям по воспитанию. Если вы перепробовали все или времени на бесчисленные советы у вас нет, то автор бестселлера «Дисциплина без травм: Как воспитывать детей без надрыва (Discipline Without Damage: How to Get Your Kids to Behave Without Messing Them Up), психолог Ванесса Лапуант синтезировала самые эффективные методики в нескольких тезисах. Пользуйтесь и наслаждайтесь плодами ваших усилий.

Способы и средства воспитания детей

Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.

Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.

Развитие ребенка 1 – 5 лет

Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.

Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.

Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.

Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.

В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.

Физическое воспитание

Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.

Что можно делать в это время:

  • Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
  • Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
  • Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.

Что могут делать родители?

  • Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
  • Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь – установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
  • Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.

Умственное воспитание

Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:

  1. Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
  2. Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
  3. Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
  4. Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
  5. Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.

Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  • Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  • Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  • Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Нравственное и духовное воспитание

Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.

Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.

Что могут сделать родители?

  • Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
  • Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
  • Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
  • Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.

К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.

Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.

Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

Развитие ребенка в дошкольном учреждении

Образовательный центр «Лучик» функционирует с 1988 года и включает детские сады «Лучик», центр раннего развития, где проводятся занятия с малышами от одного года до пяти лет. В образовательном центре функционируют группы по подготовке к школе для детей 4-5 лет, а также проводится обучение в школе «Лучик» детей с 1 по 11 классы.

В группах дошкольной подготовки – не более восьми детей, что позволяет создавать благоприятную атмосферу и уделять достаточно внимания каждому ребенку. Опытные психологи и преподаватели проводят занятия в игровой увлекательной форме. Каждое занятие состоит из трех или четырех блоков.

Читать еще:  Развивающие упражнения и развитие ребенка в 6 месяцев

Среди основных задач дошкольного образования – не только обучение детей элементарным навыкам, грамоте и счету, но также правильному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умению самостоятельно разрешать сложные ситуации, легко адаптироваться в новых условиях. Поэтому для полноценной подготовки ребенка к школе важно участие психолога. В «Лучике» уделяется особое внимание психологической готовности будущего школьника, формированию у него позиции «Я – школьник».

Узнать больше об образовательном центре «Лучик» можно на сайте www.luchik.ru

Лицензия № 035957 от 27 февраля 2015 г. выдана Департаментом образования города Москвы.

Что влияет на развитие речи?

На развитие речи у ребенка влияют следующие факторы:

1. Слуховое внимание. Если речевой слух формируется стремительно, это, как правило, замедляет развитие слуховой чувствительности. Между тем, на скорость развития фонематического слуха влияет музыкальный, в частности, звукочастотный слух. Именно поэтому родителям важно не только разговаривать с малышом, но и петь для них или включать на фоне музыку.

2. Моторное развитие. Существует прямая связь между языковым и моторным развитием. Поэтому чтобы ускорить процесс формирования одного, нужно развивать и другое. Дети гораздо быстрее осваивают речевые навыки в играх, в которых задействуются все органы чувств и мускулы тела. Важно следить за тем, чтобы они контролировали движения мышц, в особенности мелких.

3. Интеллектуальный рост. Если ребенок произносит слова или фразы, которые родителями кажутся глупыми, не стоит оценивать это как низкий уровень интеллекта. С помощью «своего» словаря дети младшего возраста выражают мысли, желания, ассоциации, взгляды на мир. Исправляя ошибки, взрослые тем самым не дают речевому аппарату развиваться.

4. Эмоциональное развитие. Скорость становления речевых функций во многом зависит от эмоционального контакта ребенка с взрослыми. Чувствуя связь с родителями, он стремится повторять их слова или действия. Детям, у которых нет этого контакта или которые пережили эмоциональный стресс, гораздо сложнее рано заговорить.

5. Общение. Чтобы развить речь, у ребенка должно быть желание общаться с окружающими. Ведь речевые навыки нужны не только для того, чтобы выражать свои эмоции и мысли. Именно общаясь со взрослыми, дети расширяют словарный запас и развивают речевые функции.

Воспитание детей второго года жизни

Уникальность семьи

В каждой семье существуют свои приоритеты и ценности. Так, например, одни родители являются сторонниками твердой дисциплины и стараются, чтобы всё делалось в срок и по правилам: строгий режим дня, обязательное четырехразовое полноценное питание, чистка зубов 2 раза в день, каждый вечер перед сном — уборка игрушек и т.д.

Для других же родителей, в основном, важна безопасность ребенка: не трогай чайник и нож, не залезай на стол, не убегай на улице от мамы, во всём же остальном – ты свободен. Можно пропустить чистку зубов, можно лечь попозже, можно сдвинуть время ужина, причем всё это никак не отразится на настроении и взаимоотношениях родителей и ребенка.

И тут нельзя сказать, чья точка зрения более правильная, потому что важнее всего психологический комфорт родителей и ребенка. Если родители решают следовать чуждой им системе воспитания, которая противоречит их взглядам и ценностям, – ничего хорошего из этого не выйдет.

Так же неверно поступают те родители, которые непоследовательны в выборе системы воспитания своего малыша, и в качестве эксперимента выбирают то одну, то другую систему. Родители, перепрыгивающие с одного метода воспитания на другой, не смогут стать для ребенка авторитетом, союзником и опорой, не дадут ему ясные и твердые представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». По нашему мнению, родителям не стоит ВЫБИРАТЬ систему и методы воспитания, почерпнутые из различных источников (книг или статей по педагогике), им следует исходить из своих собственных ощущений и представлений, идти по тому пути, который для них естественнее всего, хотя и принимая во внимание те идеи, которые им показались ценными или разумными. То есть, каждый родитель должен синтезировать свою собственную педагогику, которая наиболее подходит ему и его детям.

Гармоничные родители

По мнению Владимира Леви ребенку крупно повезет, если его родители окажутся гармоничными и уравновешенными. Такие родители «стремятся к пониманию. Доверяя своей интуиции, вместе с тем отдают себе отчет в своем незнании Ребенка, не перестают его изучать, гибко перестраиваются. Они если и не большие оптимисты, то, по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной персоне. Они сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Самоотверженны, но только в критических ситуациях; трудолюбивы, но вместе с тем слегка ленивы.

Это не значит, что на всякое свойство есть непременно противосвойство, этакая во всем золотая серединка. Нет, могут и резко выступать несбалансированные черты, например, вспыльчивость, или тревожность, даже порядочный эгоизм или глупость — что угодно; но плюс к тому должны быть три непременных качества: самокритичность (без самоедства), стремление к самоусовершенствованию (без фанатизма) и умение быть благодарным жизни .

В дружных семьях Гармоничный Родитель худо-бедно получается из двух «половинок» — матери и отца. Главное, чтобы на «выпуклость» одного приходилась «вогнутость» другого, пусть и не в совершенном состоянии. Создание такого Родителя — одна из важных целей, ради которых существует семья».

Много уже написано о том, что ребенок неповторим и уникален, что у него есть свои чувства, желания и потребности, что нужно уважать и ценить в нем личность. Но родителям также полезно помнить, что их собственная личность так же неповторима и уникальна и внутри них уже есть все то, что необходимо для гармоничного родительства.

Родительство и воспитание — это не столько целенаправленное воздействие на ребенка, сколько просто жизнь бок о бок, в любви, взаимопонимании, поддержке, дружбе, совместных радостях и огорчениях.

Формирование эмоциональной сферы малыша

Годовалые дети воспринимают всё очень живо и эмоционально. Достаточно увидеть, с каким восторгом малыш реагирует на занимательную игру или как бурно негодует или горько плачет, когда ему что-то не дают. Естественно, что проявление положительных эмоций: улыбающееся личико, горящие глаза, радостные возгласы нас умиляют и радуют, а негативные эмоции, которые в этот период ребенок проявляет с лихвой, нас «выбивают из колеи».

Но если мы, взрослые, можем контролировать свои чувства и умеем проявлять их социально-приемлемым образом, то для ребенка это непосильная задача. Малыш не властен над своими эмоциями, он чувствует страх, гнев, обиду, возмущение и выражает это доступными и примитивными способами: пронзительно кричит, катается по полу, бьет маму и т.д. Это его попытка «высказаться» и донести до родителей информацию на «своём» детском языке.

Иногда можно наблюдать такую картину. Малыш столкнулся с какой-то преградой и разразился оглушительным ревом. А мама, даже не разобравшись, демонстративно показывает, что его проблема — ерунда: «Сейчас же прекрати орать! Я кому сказала, закрой рот!». Если же ребенок продолжает кричать и плакать, то мама его еще и накажет.

Необходимо помнить, что маленький ребенок не способен различить серьезное и не серьезное. И то, что с нашей точки зрения является капризом или не стоит сильных огорчений, для ребенка действительно насущно или является большим горем.

Есть родители, которые боятся, что их дети вырастут капризными, а потому запрещают им проявлять негативные эмоции. Но такое отношение лишает ребенка поддержки и травмирует его психику . А это может обернуться серьезным нервным расстройством. Возможно, что скопившийся в ребенке негатив в подходящий момент будет перенаправляться на тех, кто безропотно примет его: безобидное животное, малыша послабее, сердобольную бабушку или даже на самого себя (битьё головой об стену, кусание губ и т.д.). Поэтому никогда нельзя запрещать маленьким детям выплескивать чувства и эмоции.

Другие родители из тех же опасений делают вид, что не замечают ребенка, когда он кричит и плачет. При таком поведении родителей ребенок также чувствует себя покинутым и лишенным поддержки в трудную для него минуту.

Все вышеописанные реакции родителей приводят еще и к тому, что ребенок делает для себя вывод: на нужды или беды окружающих людей реагировать не нужно. Впоследствии это может перерасти в равнодушное бессердечие по отношению как к чужим, так и к близким людям.

Как же родителям реагировать на проявление негативных эмоций малыша?

  • Принимайте его чувства, какими бы негативными они ни были, показывайте, что ребенок имеет на них право, и вы его в этом поддерживаете: «Я понимаю, ты очень испугался!» или «Я вижу, ты очень рассердился, когда тебе малыш не дал поиграть в свой мяч».
  • Далее скажите о своих чувствах относительно действий ребенка, а заодно очертите границы дозволенного: «Мне больно, когда меня бьют по лицу. Больше так никогда не делай», «Мне не нравится, что ты ломаешь компьютер. Его надо беречь для папиной работы» или «Трудно ходить по квартире, где разбросано столько игрушек. Расставим всё по местам» и т.д.
  • Ни в коем случае не подавляйте отрицательные эмоции ребенка, а предоставляйте возможность их проявить: если ребенок плачет — пусть выплачется, если разбрасывает игрушки – не останавливайте, пусть «выпустит пар», но если хочет ударить вас – сразу перехватите движущуюся к вам руку.
  • Направьте бушующую энергию ребенка в более мирное русло: можно переключить на топанье ногами, хлопанье в ладоши, битьё подушки, дыхательную гимнастику, весёлую возню, игру – соревнование «кто громче крикнет» и т.д. Такие физические нагрузки успокаивают и отвлекают малыша.

Таким образом, ребенок будет учиться замечать свои отрицательные «выбросы», контролировать их, а позже он постепенно научится выражать их более цивилизованными способами, например, словами: «я сержусь», «мне грустно», « я очень хочу» и т.д.

Самостоятельность и зависимость

В год ребенок начинает понимать, что он и мама – два разных человека. С одной стороны теперь он стремится противопоставить себя маме: проявить свою самостоятельность, настойчивость и непослушание. И это очень важно для обретения самости, утверждения воли ребенка, осознания своего «Я». А с другой стороны кроха понимает важность связи с мамой и страшно боится её потерять. Поэтому он добивается маминого внимания, не упускает её надолго из виду и при малейшей «передряге» бежит под мамино «крылышко». Такое сочетание: настойчивое стремление к самостоятельности и в тоже время зависимость от мамы – естественный признак развития личности ребенка.

Читать еще:  Особенности шизофрении классификация симптомы причины развития и лечение расстройства

Как же родителям реагировать на противоречивое поведение своего крохи?

Проявляйте уважение к зарождающейся личности Вашего ребенка, предоставляйте ему разумную свободу, в большинстве случаев давайте возможность добиваться своего, отстаивать свои «нет» и «не хочу» (свои мысли), предлагайте посильные задания и всегда приходите на помощь, когда он в ней нуждается.

Исследовательская деятельность и запреты

Дети второго года жизни около 70% бодрствования проводят в движении. Подвижность и любознательность являются стимулом развития малыша и обеспечивают ему возможность на практике познавать окружающий мир: какие предметы бьются, какие ломаются, от чего кошка царапается и когда мама сердится.

Первым делом в поле зрения ребенка попадает всё то, до чего он может дотянуться. Примерно в 1,5 года, когда он научается пододвигать стульчик туда, куда ему нужно, малыш находит способ добраться и до более верхних ярусов квартиры. И пока не изучит всю квартиру вдоль и поперек – не угомонится! Так что остается набраться терпения и думать о том обширном опыте, который ребенок получит, нажимая на кнопочки телефона, разматывая туалетную бумагу, роясь в кухонных шкафах и рассредоточивая по всему полу крупу, пока его исследовательский интерес не будет удовлетворен.

Как же родителям реагировать на познавательную активность своего крохи?

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов. Поэтому, если это не очень «затратно» — то предоставьте ребенку возможность исследовать и экспериментировать . Так, например, малыш повадился вытряхивать из ящиков одежду и разбрасывать её по полу. Что ж, подсядьте к ребенку, вместе с ним проведите ревизию, а в конце игры сложите всё обратно в шкаф. При этом не надо слишком усердствовать в аккуратности, так как, скорее всего, в ближайшее время ваш кроха совершит новый набег на этот ящик.

Но в тоже время, если малыш жаждет познать что-то такое, чего вы разрешить не можете: забросить ваш сотовый телефон в аквариум с рыбками, сбросить чашку с компотом со стола, постучать по экрану телевизора машинкой, немедленно отреагируйте и покажите, что этого делать нельзя . В жизни ребенка обязательно должны быть правила. И он должен знать, что ему можно делать и что вы ему запрещаете. Жить в предсказуемом мире проще.

Но вырабатывая свой домашний «кодекс законов», полезно помнить, что:

  • Правил не должно быть много и они не должны противоречить основным потребностям ребенка.
  • Ребенок ещё маленький, и не может знать все возможные последствия своего поступка, поэтому нужно не просто запрещать, а еще и объяснять причину запрета.
  • Ваш малыш точно поймет слово «нет» или «нельзя», но вряд ли последует ему. Поэтому произнеся «нельзя», наглядно продемонстрируйте, что это значит, например, заберите из его рук сотовый телефон, отодвиньте подальше чашку с компотом и т.д.
  • Если этого окажется не достаточным, постарайтесь переключить внимание крохи и покажите, что есть альтернатива: «Можно покормить рыбок в аквариуме», «Давай сделаем горку и будем по ней спускать машинку» или «Этот тазик с водой – будет морем, а спички – корабликами. Проверим, как они плавают!» и т.д.
  • Если малыш никак не может успокоиться, продолжает упрямиться, злится, плачет, попробуйте обнять его и прижать к себе, а если он противится этому, просто отойдите в другой конец комнаты.
  • Помните, что малыш еще долгое время будет проверять ваши запреты на прочность. Поэтому будьте последовательными, в дальнейшем вы должны так же незамедлительно реагировать на повторные попытки нарушить запрет.

Если родители постоянно «жертвуют собой», боятся запрещать и говорить «нет», то они перекладывают на ребенка всю ответственность за отрицательные последствия его действий. Такая ноша не по силам малышу, и он может вырасти неуверенными в себе, но, в то же время, не будет уметь уступать и будет слишком требовательным к окружающим.

Не стоит применять к ребенку воспитательное воздействие, если он устал, хочет спать или только что проснулся, хочет кушать или уже ест, заболел или только начинает выздоравливать, сразу после неприятного инцидента (упал, ударился, обиделся, испугался и т.д.). В такие моменты ребенок особенно уязвим, а его реакция непредсказуема.

Закончить статью хотелось бы словами Эды Ле Шан: «Способность гибко общаться с детьми и относиться к ним с юмором и остроумием – необходимое условие выживания и признак родительской зрелости».

Анкетирование

Дошкольный возраст, начиная с первого года жизни, относится к парапубертатному периоду психосексуального развития, в течение которого формируется половое самосознание ребенка.

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Особое место здесь занимают половые признаки.

Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа «Я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты — мальчик» или «Ты – девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Ребенок раннего возраста непосредственен в отношении к своему телу и половым органам.

Уже в 1,5-2 года малыши учатся определять принадлежность к полу, делить детей на мальчиков и девочек, взрослых – на дядь и теть, обнаруживают внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести.

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным возрастом — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это кризис «выделения своего «Я» и, как правило, пере¬смотр отношений ребенка с взрослыми. Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. В этот переходный период ребенок открывает для себя мир человеческих отноше¬ний. Формирующееся «Я» — не только вообще «Я», но всегда «Я» мальчика или девочки.

К 3-4 годам малыши с любопытством вдруг начинают интересоваться телесной организацией других людей и своей собственной, выясняют физические различия в строении мужского и женского организма. Полоролевое поведение детей проявляется в играх, когда девочки заботятся о куклах, а мальчики «воюют» или устраивают «гонки». Маленькие дети копируют поведение родителей, обучаясь мужскому и женскому поведению. Похвала ребенка, подчеркивающая желательные половые установки («ты такой же сильный, как папа», «ты такая же хозяюшка, как мама») способствует его правильному половому воспитанию.

Мальчикам разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочки ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

То, что происходит на ранней стадии полового развития детей, ничем не отличается от того, что случается в других сферах. Здесь тоже трудно исправить ошибки, если они были допущены с самого начала.

Лучшее, что могут сделать родители в этот период, – это создать атмосферу, в которой ребенок, не стесняясь, задает вопросы о разных частях тела, здоровье и сексуальности. Родителям не следует пугаться «неудобных» вопросов, ребенку не нужны медицинские подробности. Так, на вопрос, откуда появляются дети, следует отвечать, просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Достаточно сказать, что они вырастают у мамы в животике.

В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и, как следствие, возникает недоверие детей к родителям.

Совсем еще маленькие дети, казалось бы, не имеющие никакого понятия о половых различиях, не только обладают своим опытом, но и очень скоро составляют на этот счет определенное представление. Естественно, в большинстве случаев оно ошибочно, и, если не исправить такое ошибочное представление ребенка, оно рискует нарушить его сексуальное равновесие в будущем.

Вот некоторые особенности поведения детей и воспитания родителей, на которые следует обратить внимание.

Так, например, некоторые родители, чрезмерно ласковые в силу особенностей личности или одностороннего знакомства с вредностью недостаточного ухода, постоянно держат ребенка на руках, ласкают его, целуют в разные места тела, кладут с собой в постель. Эта сверхласковость, порождающая эрогенную раннюю стимуляцию и «закормленность» любовью, неблагоприятно сказывается на личностном и сексуальном развитии.

Иногда представление ребенка о поле (мужском и женском) никак и ни в чем не проявляется, и тогда родителей и воспитателей должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4–6 лет обычно задают вопросы, касающиеся пола, или сами комментируют какие-то понятия. Если они не делают этого, родителям можно порекомендовать, как бы случайно самим затронуть эту тему, связав ее, например, с рождением какого-нибудь живого существа – щенка, котенка и т.п.

По мере взросления дошкольники начинают понимать различия и смущаться при обнажении перед другими людьми. Чувство неловкости, стыдливости не врожденные – они результат своеобразия культурного развития общества.

Например, особенность девочек в возрасте 6–7 лет – трогательное жеманное кокетство, связанное с самым первым пиком женской сексуальности. Для родителей и воспитателей в этот период очень важно не впадать в крайности. Не надо усиленно демонстрировать окружающим проступающую сквозь детские черты женственность. Намеки, не всегда тактичные шутки смущают ребенка или, напротив, провоцируют чересчур развязное поведение. Впоследствии оно может помешать девочке в общении со сверстниками, и те же самые взрослые, еще вчера восхищавшиеся жеманством малышки, резко одергивают ее, теперь уже угловатого подростка.

Читать еще:  Клинические проявления и факторы развития варикоцеле у подростков

Другая крайность – пресечение у девочки дошкольного возраста всех форм женского поведения, что ведет к развитию у ребенка замкнутости, неуверенности в себе, затрудняет его контакты со сверстниками. Отношение к детскому кокетству должно быть здоровым и спокойным.

Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства, развитие личности детей, в том числе мужественности и женственности происходит наиболее успешно.

Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте.


Санитарно-эпидемиологическая служба города Минска © Все права защищены

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 лет

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

  1. Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый.
  2. Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.
  3. В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности.
  4. Не предвидит последствий поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.

Чувства непроизвольны — легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.

Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:

— стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого

— ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.

В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.

СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ

Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

— Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, которые проявляются в деспотизме и обесценивании.

— Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка.

— Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 3-х лет:

Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания

Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.

Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.

Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье ( не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.)
Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.

В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов.

Родителям в данный период не стоит:
• Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным)
• «Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания).
• Не давать ему ничего делать самостоятельно. (иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным)
• Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка)
• Постоянно ругать.(низкая самооценка, неуверенность в себе)
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПРИЯТНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3-Х ЛЕТ?
— Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании.
— Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.
— Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

— Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели.
— Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.
— Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок.
— Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей.
— Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.

Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.
ВЗРОСЛЫЙ начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.

СВЕРСТНИК ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.

Возраст 3-4 лет – это возраст когда ребенок поступает в детский сад. Малыш знакомится с новым для него ИНСТИТУТОМ и это важный этап в формировании личности ребенка.

Кратко (в рамках данной статьи) расскажем об особенностях адаптации ребенка к детскому саду.

АДАПТАЦИЯ

Сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.

В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.

При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться родителям имеет смысл придерживаться простых правил:

  1. Сад это необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы, и если посещение садика необходимо – принимают это. Гораздо хуже если ребенок чувствует неуверенность взрослого – то ли нужно ходить – то ли не нужно. Конечно он будет противится.
  2. О саде говорим только хорошо! НЕ пугать садом и не наказывать садом!

«Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» — разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?

Доверяйте воспитателям! И детскому саду. Чтобы снизить свою тревожность особенно опекающим мамам и бабушкам надо помнить, что они передают ребенка в добрые руки.

  • Не делать из еды культа – не надо делать тему еды напряженной, не спрашивайте постоянно что он ел и почему не ел снова? Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу.
  • В сад идем в любом случае! Ребенок с первого дня посещения сада должен знать – что другого выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда ребенок будет направлять все усилия на поиск положительных моментов происходящего. Либерализм лишь осложнит ситуацию. Ребенок может почувствовать, что его родитель не готов еще к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у ребенка ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.
  • Расспрашивайте ребенка ежедневно о жизни детского сада. Провожайте ребенка в группу и встречайте его с улыбкой! Удивляйтесь и хвалите ребенка, ваша беседа с ним о том как он прожил этот день в саду должна быть эмоционально окрашена.
  • Проигрывайте дома различные ситуации в саду. Пусть одна из домашних игрушек исполнит его роль. Понаблюдайте, что делает игрушка в саду, что говорит, вместе с ребенком помогите игрушке найти друзей, с ее помощью решайте проблемы вашего малыша, ориентируясь на положительные результаты. Передавайте ребенку технологию поведения в различных ситуациях
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector