Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возрастные нормы развития речи у детей

Возрастные нормы развития речи у детей

Речь – это важнейшая функция психики человека. Без ее полноценной реализации ребенок не может не только общаться, но и размышлять, обобщать полученные впечатления об окружающем. Именно поэтому развитию детской речи родители, педагоги и медики придают большое значение. Чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, есть ли у него речевая патология, когда нужно обращаться к специалистам, важно знать возрастные нормы развития речи детей.

Особенности формирования речи

Одним из важнейших условий развития личности ребенка является полноценное и своевременное овладение речевыми навыками. Как правило, эти навыки начинают формироваться в младшем и дошкольном возрасте. В идеале, в конце первого года жизни малыш должен произносить простые слова, а к 3-4 годам его словарный запас должен состоять примерно из 1000 слов.

По идее, в возрасте 4 лет ребенок уже может пересказать простую сказку, описать свои действия, проанализировать действия родителей. Однако все чаще на практике встречается другая ситуация. Именно поэтому педиатры, детские психологи и логопеды стараются размывать четкие границы, так как каждый ребенок уникален и процесс речевого развития у него может протекать по-своему.

Для раннего развития речи ребенка требуется создание идеальных условий, при которых малыш:

• физически развивается в соответствии с возрастом;

• не страдает неврологическими заболеваниями;

• активно общается с окружающими;

• охотно повторяет слова, произносимые родными и знакомыми людьми;

• проговаривает свои желания;

• вслушивается во взрослую речь;

• старается правильно проговаривать слова.

На деле создать такие условия может быть проблематично. Причиной тому могут быть задержки психического развития, перенесенные заболевания, неврологические патологии, неблагоприятная социальная среда.

Читать еще:  Развитие ребенка 1 месяц рефлексы малыша и его способности

В некоторых случаях говорить о задержке речевого развития можно, если ребенок:

• без особого желания повторяет услышанные слова или фразы;

• не реагирует или намеренно стискивает зубы на просьбу повторить произнесенное слово или фразу;

• самостоятельно решает бытовые задачи, намеренно не обращаясь за помощью к взрослым;

• произносит несуществующие слова;

• не обращает внимания на то, что его речь непонятна окружающим;

• говорит хуже, чем его сверстники.

Считается, что свое первое слово девочки произносят раньше мальчиков. Однако фразовую речь они могут освоить позже, а с возрастом стараются говорить на взрослый манер. У мальчиков, наоборот, сначала формируется грамматический строй. При этом взрослую речь они осваивают позже, заменяя ее «своим» словарем.

Диагностика речевых нарушений

Оценить уровень развития речи можно в домашних условиях. Для этого ребенка просят назвать наименования животных, предметов посуды и мебели, явлений природы. Дошкольнику дают простые поручения, требующие формирования вопросов ко взрослому человеку.

Способность к построению словосочетаний оценивают с помощью таких действий:

  • образование множественного числа;
  • определение количества предметов (помогает понять, насколько правильно ребенок согласовывает существительные и числительные);
  • образование уменьшительно-ласкательных форм;
  • составление небольшого текста по предложенному изображению;
  • завершение начатого взрослым высказывания.

Для выполнения звукового анализа просят воспроизвести слоги, содержащие разные гласные и согласные. Проверяют и ритмичность детской речи.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector