Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функциональные стадии двигательного развития

Функциональные стадии двигательного развития. Пятая стадия

Описание:

В данной статье выделены функциональные стадии двигательного развития, которые отражают постепенное освоение ребенком двигательных навыков и умений. Для каждой стадии даны рекомендации родителям и кратко описаны простые и доступные игры и занятия, которые родители могут использовать в домашних условиях, чтобы помочь двигательному развитию своего малыша. Это глава из книги «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна»

Источник:

Автор:

Правообладатель:

Пятая стадия. Ребенок перемещается по опорной поверхности

Почему?

Детям с синдромом Дауна сложно научиться передвижению по полу, потому что им трудно удерживать спину разогнутой и опираться на ладони и колени. Кроме того, они не очень уверенно могут отталкиваться ногами.

Пока малыши не научатся ходить, они могут передвигаться по поверхности разными способами. Самый распространенный – это ползание. Для того чтобы ползать на четвереньках, необходимо владеть чувством динамического равновесия, то есть уверенно использовать асимметричные положения тела.

Поскольку малыши с синдромом Дауна нелегко осваивают асимметричные положения тела, они нередко перемещаются особым образом – так, что их движения симметричны. Они, например, могут передвигаться вперед в позе сидя, совершая при этом симметричные движения ногами, которые словно «подгребают» тело ребенка вперед, или отталкиваясь от пола руками. Дети могут долго и очень быстро ползать на животе, одновременно выбрасывая вперед обе руки и подтягиваясь на них (иногда такой способ ползания называют «по-тюленьи»). Порой малыши довольно долго перемещаются перекатами, используя уже освоенное умение переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, или передвигаются «как зайчики» – то есть, стоя на коленях, одновременно выбрасывают вперед обе руки и, опираясь на них, подтягивают одновременно обе ноги.

Родителям важно понимать, что все упомянутые особые способы ползания – собственная двигательная активность малышей, которую обязательно нужно поддерживать и ни в коем случае не запрещать ребенку передвигаться так, как он сам научился это делать!

Зачем?

Умение передвигаться по полу очень важно не только с точки зрения двигательного развития, но и для общего развития ребенка. Как только малыш научится передвигаться сам, у него появится возможность активно исследовать окружающее пространство, самостоятельно добраться до игрушек или до взрослого. Еще раз повторим, что родителям обязательно надо поддерживать активность ребенка и ни в коем случае не пресекать его способ перемещения, даже если он сначала не похож на «классическое» ползание (фото 74 и 75). Тем не менее, кроме того способа передвижения, который малыш освоил самостоятельно, следует все же постараться научить его ползать на четвереньках. Дело в том, что положение на четвереньках и перемещение в этом положении тела отлично тренирует не только способность ребенка сохранять динамическое равновесие, но и практически всю его мышечную систему.

Кроме того, «классическое» ползание на четвереньках стимулирует межполушарное взаимодействие головного мозга. Все это важно для дальнейшего двигательного, интеллектуального и речевого развития ребенка. Из этой позы малыш сможет сесть и встать. Нужно также понимать, что прежде, чем он начнет ползать, ему необходимо освоить статичную позу на четвереньках. Часто родители, желая помочь ребенку побыстрее «сдвинуться с места» и поползти, пытаются переставить его руку вперед или подтолкнуть сзади его ноги. Как правило, малыш при этом плюхается на живот и поползти ему, конечно, не удается. Не торопите ребенка, дайте ему освоится с новой для него позой! Пусть он стоит на четвереньках и покачивается столько, сколько ему нужно, чтобы почувствовать, как перемещается вес его тела, как он упирается руками и коленками. Учтите, пожалуйста, что период такого «стояния» может быть довольно длительным, на это может уйти от недели до месяца, а иногда и больше. Чтобы побудить ребенка двинуться вперед, лучше не пытаться переставить его руки и ноги, а постепенно привлекать его интересной игрушкой, располагая ее спереди сверху, чтобы, потянувшись за ней, малыш сам оторвал руку от опорной поверхности. Это и будет первым шагом к освоению классического ползания.

Как?

Как только ребенок начнет перемещаться по поверхности любым способом – на животе или на спине, с помощью переворотов или сидя на попке, родителям нужно обязательно позаботиться о том, чтобы у малыша была возможность перемещаться по дому, то есть организовать день так, чтобы малыш мог передвигаться по полу, а не находиться весь день в кроватке или маленьком манеже. Покажите малышу интересную игрушку, поиграйте ею, чтобы заинтересовать его, положите эту игрушку чуть поодаль, побуждая ребенка двигаться к ней любым способом, который ему доступен в настоящий момент. Важно, чтобы, добравшись до игрушки, малыш достиг желаемого результата, то есть мог с ней поиграть.

Параллельно можно учить ребенка ползать на четвереньках. Двигательные «предпосылки», необходимые для этого, – умение опираться на руки и ноги, разгибать спину и отталкиваться ногами. Вы уже знакомы с играми, которые помогают малышу развивать эти умения, и на данной стадии следует продолжать игры с лежащим на животе ребенком.

Читать еще:  Размер головы ребенка по месяцам — норма и патология

Для того чтобы малыш смог правильно ползать, важно, чтобы он научился поочередно отталкиваться руками и ногами. Выше уже упоминалось, что дети с синдромом Дауна часто предпочитают отталкиваться одновременно (симметрично) двумя руками или двумя ногами. В этом нет ничего плохого, но поскольку мы стремимся к тому, чтобы малыш овладел асимметричными положениями тела, которые требуют навыков сохранения динамического равновесия, нам необходимо помочь ему почувствовать, как можно попеременно опираться на конечности.

Если предоставить малышу возможность переползать через подушки (фото 76), перебираться через порог, это поможет ему совершать при ползании асимметричные движения рук и ног. Если вы ляжете на пол, а малыш будет перебираться через вас, то, кроме интересной для ребенка игры, вы сможете по мере надобности подталкивать его в нужном направлении.

Для подобных упражнений можно использовать самые разнообразные предметы (фото 77): валики, диванные подушки, некрутую лестницу или низкий диван, положив интересную ребенку игрушку, к примеру, на третью снизу ступеньку лестницы. Не забывайте про меры безопасности!

Стратегия 1

Ограничить количество игрушек

Нет порядка — нет нормальной игры. У ребенка есть стеллаж, в котором размещается минимум игрушек: только те, которыми ребенок сейчас играет — и то количество, которое он может убрать сам. Остальные хранятся в кладовке, в ящиках на балконе или другом недоступном ребенку месте. Периодически родители меняют часть игрушек из кладовки с игрушками на стеллаже.

Идея, что количество игрушек должно быть ограничено, мне кажется здравой. К тому же это правило подойдет детям разных возрастов. Чем младше ребенок, тем сложнее ему сконцентрироваться и найти что-то интересное в большом количестве игрушек. Когда вокруг много всего навалено, дети теряются: им сложно придумать какую-то одну игру и начать играть. Они занимаются тем, что постоянно перебирают предметы, которые их окружают.

Главный плюс такого подхода — ребенку легко учиться складывать все игрушки на места. В комнате есть определенное место для игрушек — ящики или стеллаж, ребенок четко знает, как все организовано. Однако в какой-то момент нужно начать договариваться с ребенком. Игрушки малыша легко убрать по своему усмотрению, но ребенок трех-пяти лет уже помнит, что у него есть роботы, машинки, и не хочет их отдавать. Это его игрушки. Важно продумать, как обсудить это с ребенком и договориться.

Да, до определенного возраста.

Почти всем приходилось сидеть над учебником вместе с ребёнком, скрипеть зубами и пытаться не сорваться. Ксения Букша два года одна занималась со своей приёмной дочерью и сформулировала несколько правил, которые позволяют сохранить нервную систему родителям и хорошие оценки ребёнку.

Мы с дочкой 4-й и 5-й классы учились дома. Она приёмная, до этого никто её не учил. Даже читать умела плохо. Приходилось много сидеть вместе. А ведь у нас была адаптация, доверие ко мне ещё не сформировалось. Было непросто.

Зато у меня появился опыт. Я могу рассказать, что нужно делать тем, кому приходится делать с детьми уроки, сидеть вечерами за математикой или русским. Или тем, кто боится перевести ребёнка на семейное образование и говорит: «Я не смогу. Я всегда бешусь, когда делаю с ребёнком уроки» или «Я не умею нормально объяснять. Когда он ничего не понимает, я начинаю раздражаться и орать».

1. Дать возможность делать уроки самостоятельно

Некоторые родители сидят с ребёнком за уроками просто по инерции или из перфекционизма. Проверьте, что будет, если дать ему самостоятельность. Большинство детей побарахтается и выплывет. Многие первоклассники могут делать уроки сами с первого дня. Некоторым помощь нужна только в организации (усадить в начале и проверить в конце).

Ребёнку нужна помощь, если он реагирует хотя бы одним из перечисленных способов:

  • плачет или злится, когда делает уроки;
  • не понимает заданий;
  • медленнее других одноклассников усваивает темы, не успевает за классом;
  • явно не в силах сосредоточиться: всё бы сделал, но мешает сам себе;
  • не может пересказать текст (литературный или из учебника);
  • сидит за уроками долгие часы, до самой ночи, с ничтожным результатом;
  • прямо просит вас о помощи.

2. Не делать уроки за него

Часто родители жалуются на то, что ребёнку «ничего не надо», он забросил школу и уроки, махнул на всё рукой. В этом случае уроки с ним делать бесполезно. Сначала надо разобраться с мотивацией. В зависимости от причин, решения могут лежать в самых разных сферах — от визита к врачу до смены школы или формы обучения. Помощь подействует только тогда, когда будет, кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи, — это не называется помощью.

Читать еще:  Сколько должен быть гемоглобин у 3 месячного ребенка

В некоторых случаях проблема в нас. Если ребёнок спокойно, без катастрофы, учится в своём темпе (три-четыре с минусом), а мы насильно тащим его к звёздам — может быть, стоит пересмотреть свои желания. Помогать ребёнку с уроками — значит не делать за него, а именно помочь справиться самостоятельно.

3. Разобраться, в чём проблема

Итак, я точно знаю, что моему ребёнку нужна помощь. Ему трудно усваивать материал. Он расстраивается по поводу учёбы или уже махнул на себя рукой («я тупой»), смотрит в книгу и видит фигу. Я хочу ему (ей) помочь. Для этого мне надо искать и находить ключики от его мозга — это самое важное. Нужно всматриваться в тетрадки, вслушиваться в ошибки и учиться понимать, как думает мой ребёнок. Не сравнивать его с тем, как надо, а понимать реальность.

Например, моя дочь не могла понять задачки на движение по течению и против течения. Выяснилось, что она плохо представляет себе, что вода в реке может двигаться. Когда я объяснила, что «это как лента в супермаркете», дело пошло. Мы представили заводную машинку, которая ездит по этой ленте взад и вперёд.

Дроби мы учили на арбузах, которые делят мальчики. Арбузы всегда в числителе, а мальчики — в знаменателе. Например, если арбуз один, а мальчиков двое, то каждому достанется одна вторая арбуза.

Технических приёмов очень много. Некоторые описаны в книгах и методических пособиях, другие родитель изобретает сам по ситуации. Подумайте о разных каналах восприятия и способах, которые его облегчают: зрение, слух, движение, ритм, рисование, декламация… Лепить буквы из пластилина? Раскрашивать таблицу умножения? Рассказывать её как стихи, петь, прыгать, хлопать?

4 небанальных способа показать ребёнку, что он не зря что-то учит (и даже ходит в школу)

Если трудности в обучении значительные, искать ключ от мозга особенно полезно. Потому что на самом деле плохих учеников нет — есть те, про которых никто не знает, как их научить.

4. Учить материал по частям

Часто родитель бесится потому, что ребёнок не в силах усвоить всю мысль, которую ему предлагают, сразу. В таком случае надо это осознать, разбить мысль на части и скормить ребёнку по кусочкам.

Для этого надо совершить переворот в своём сознании. Нам кажется, что пятью три равно трижды пять — и это очевидно. Но ребёнку может потребоваться много раз считать клеточки в прямоугольнике, рисовать ряды точек и складывать три раза по пять и пять раз по три, чтобы этот факт уместился у него в голове.

Это как с младенцем. Легко понять, что кусочек пищи достаточно маленький: ребёнок не выплюнул, а начал жевать. Чаще всего «трудные» ученики могут усваивать информацию только маленькими порциями и по ступенькам.

5. Признать и принять свои чувства

Вот теперь про «бесит». Наши основные отрицательные эмоции, связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся, под забором будет лежать!»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда мы делаем вместе уроки.

Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте:

  • просто поиграть и пообщаться с ребёнком в ситуации, когда его слабых мест не видно;
  • попросить его о помощи в том, что он умеет делать хорошо.
  • вспомнить о его сильных сторонах;
  • разрядить обстановку — поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.

Моя дочь, когда мы учились вместе, находилась в состоянии адаптации к семье и не принимала меня как родителя. Поэтому снимать напряжение приходилось очень часто. Это касается и следующего пункта.

6. Понять, что чувствует ребёнок, и помочь ему

У «трудных» учеников много трудных чувств. Например, они любят прикинуться дурачками, чтоб от них отстали. Их самолюбие уже под плинтусом. Учёба для них — стресс. А ещё мозги кипят и устают от непривычных усилий. И собственная тупость злит. И хочется рыдать от безнадёги.

Попробуем увидеть эти чувства и учесть их, когда сидим за уроками. Моя дочь не любила, когда её проверяли, даже если она всё знает. Ей было страшно от самой ситуации проверки. Поэтому очень долго я просила её саму придумать вопросы и «проверить» меня. Сильные отрицательные эмоции блокируют мышление. Если не разобраться со злостью и слезами, не будет ни единого шанса найти икс.

7. Научить ребёнка понимать, чего он не знает

Метакогниция означает «знать, что я знаю», «понимать, как именно я думаю». Иными словами, самому держать в руке ключи от своего мозга. Уметь задать вопрос, если чего-то не понял.

Читать еще:  Борная кислота в ухо ребенку применение и противопоказания

Нужно уметь попросить конкретной помощи, а не просто сидеть, тупить и плакать

Так, чтобы на вопрос: «Ну ЧЕГО ты не понимаешь?» — не было бы ответа «НИЧЕГО не понимаю». Ребёнок должен уметь сказать: «Я не понимаю, как из этой формулы получается другая» или «Я не понимаю, почему здесь «ться», а здесь «тся». Метакогнитивные навыки — половина пути к самостоятельной учёбе.

Чтобы их освоить, нужно почаще озвучивать ребёнку мыслительную цепочку, которую вы вместе с ним проходите. Лучше всего это делать не только за уроками, но и в любой совместной деятельности, например, ориентируясь в незнакомом городе или что-то планируя. Очень полезно понимать, как движется мысль в голове.

8. Выработать ритм

Бывает так, что за уроками приходится сидеть только потому, что ребёнок не может сам сосредоточиться. Тогда наша главная задача — найти ритм работы, вовлечь в него ребёнка, а в перспективе — научить его входить в этот ритм самостоятельно.

Есть простые приёмы, которые помогают «собрать» ребёнка с улетающим вниманием во время приготовления уроков.

  • Рука на голове. Ребёнок просто сидит и пишет, а вы молча держите руку у него на голове. Перед ребёнком стоит будильник, заведённый на 10 или 15 минут. Когда он прозвенел, вы убираете руку, хвалите ребёнка и помогаете ему сделать пятиминутную паузу. Потом цикл повторяется.
  • Цикличность. Приём уже описан выше — речь о будильнике, чередующем маленькие порции работы и отдыха. Позднее ребёнок может сам научиться регулировать свою активность. Для младших школьников с рваным вниманием цикл концентрации явно не превысит 15 минут, для подростка это может быть уже полчаса, а для взрослых отлично работают циклы 45/15 (соотношение работы и отдыха).
  • «Гипноз». Помогает и в случае негативизма, упрямства и впадения в ступор. Вы отвлекаетесь от урока, просите ребёнка встать перед вами и повторять ваши движения. Поднимите руку вверх. Потом вторую. Подмигните. Присядьте. Придумайте любые 8-10 движений, а потом сядьте и продолжайте объяснять.
  • Микропаузы. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Знакомо? Такие паузы можно делать и не отрываясь от работы. Зачем делать паузы? Если их не делать, они делают себя сами, неконтролируемо. Ребёнок начинает отвлекаться когда попало и на что попало. Если отвлекаться планово и ритмично, концентрация на рабочих отрезках улучшается.

9. Учитывать индивидуальные особенности

Чаще всего, если ребёнок не может делать уроки сам, у него есть проблемы с нервной системой. Сделать уроки сейчас, пока не устал? После прогулки возбудится или успокоится? После обеда будет клонить в сон или наоборот — голодное брюхо к учению глухо? Может, ребёнок начинает нормально думать после девяти вечера, а может, лучше доделать уроки ранним утром, перед школой?

Ответы на эти вопросы сугубо индивидуальны. Нужно почаще спрашивать себя: эффективно ли мы занимаемся сейчас или всё без толку по какой-то далёкой от учёбы причине.

10. Быть гибким

Часто лень — это не сопротивление, а самосохранение. Может быть, ребёнок опустил руки не потому, что не верит в себя, а потому, что ясно видит: работа ему не под силу. А мы не хотим этого признать.

Может быть, действительно будет лучше не в гимназии, а в обычной школе, не в массовой, а в коррекционной, не в государственной, а в маленькой частной (если есть возможность), с репетитором или дома.

Может быть, поможет просто смена учителя, и вам нужна не крутая и бодрая, которая гонит класс вперёд, а неторопливая и спокойная. Может быть, нам пора принять: да, наш ребёнок не отличник, интеллект никогда не будет его сильной стороной, у него другие достоинства.

Но может быть и так, что мы поделаем уроки вместе год, два, три, пять — а там потихоньку ребёнок сможет делать это сам. Главное — не пропустить этот момент и вовремя перейти к пункту первому этой статьи.

У нас это уже почти случилось. Чего и вам желаю.

Иллюстрации: Shutterstock (HelloRF Zcool)

Совет

Обращаясь к ребенку с просьбой вести себя тише, делайте это тихим голосом. Для этого, возможно, придется перейти в другую комнату или подойти к ребенку поближе.

Можно также дотронуться до его плеча, тем самым обратив на себя большее внимание. Да, это потребует немного больше времени и усилий, чем громкая команда, зато и эффект вы произведете больший.

Останьтесь возле ребенка еще несколько секунд, поговорите с ним тихим голосом и мягким движением передвиньте некоторые из его вещей, тем самым показав пример тихого и бережного поведения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector