Arsenal-l.ru

Я и Мама
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику

Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику?

Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.Очень важно для своевременного правильного становления речи в дошкольном возрасте тренировать язык. Ведь язык-главная мышца органов речи, и для него, как и для всякой мышцы, гимнастика необходима. Высококвалифицированные логопеды в Зеленограде покажут вашему ребенку как правильно делать артикуляционную гимнастику.

Рекомендации для занятий

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Консультация для родителей

«Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?»

Всем известно, что в норме ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением к пяти – шести годам. К сожалению, практика показывает, что это не так. Становится понятно, что нужна целенаправленная профилактическая работа.

В последнее время появилось много публикаций, посвященных артикуляционной гимнастике. Чаще всего это набор разнообразных упражнений. Иногда они сгруппированы в комплексы, иллюстрированы. Но, к сожалению, воспитатели, пользуясь этими публикациями, не всегда знают, почему те или иные упражнения входят в определенный комплекс. Хотелось бы внести ясность в этот вопрос.

Артикуляционная гимнастика – это набор артикуляционных упражнений, то есть упражнений для органов артикуляции (губ, языка, подъязычной связки и мягкого неба).

Цели артикуляционной гимнастики – развить координированность и подвижность органов артикуляции, сформировать правильный артикуляционный уклад того или иного звука. Артикуляционная гимнастика достигает своих целей только в случае систематических ежедневных тренировок. При выполнении артикуляционных упражнений следует помнить о точности, многократности выполнения упражнения и об определенном напряжении мышц артикуляционного аппарата.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5мин. Не следует предлагать детям более двух-трех упражнений. Упражнения выполняются подгруппами из четырех – шести человек.
  2. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приемы.

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
  2. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому). Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход. Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать эти движения дома (по 2-5мин 2 раза в день – утром и вечером).

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. Следует также направлять к логопеду тех детей, у которых при выполнении упражнений долго не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.

Знакомство с новым упражнением:

  1. Рассказ воспитателя.
  2. Показ воспитателя.
  3. Выполнение упражнения детьми.
  4. Проверка правильности.

По мнению М.Ф.Фомичевой, в младшем группе детей в игровой форме знакомят с основными артикуляционными упражнениями. Упражнения направлены на развитие речевого дыхания, выработку направленной и длительной воздушной струи, развитие координированности и подвижности органов артикуляции. Упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В среднем возрасте к основным упражнениям добавляется комплекс для свистящих звуков. Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшем возрасте используют уже все необходимые, в зависимости от нарушений, комплексы. Но при выполнении следят за плавностью и правильностью. Работают над точностью и координированностью движений. Вырабатывают способность быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатываемый звук.

В подготовительной группе детям предлагаются упражнения на дифференциацию различных оппозиционных звуков.

При составлении комплексов артикуляционной гимнастики нужно исходить из правильной артикуляции звука. То есть перед составлением комплекса артикуляционной гимнастики стоит проанализировать правильную артикуляцию звука.

Читать еще:  Рыбий жир и холестерин особенности применения БАД

Свистящие звуки

Широкий распластанный язык, лежащий на дне рта, упирающийся кончиком в корни передних нижних резцов. По середине языка желобок, по которому проходит воздушная струя. Воздушная струя сильная, холодная. Зубы сближены, губы растянуты в широкую улыбку. Следовательно, в комплекс для свистящих звуков обязательно должны войти следующие упражнения:

  • «улыбка» – губы сомкнуты и растянуты в улыбку;
  • «заборчик» – губы разомкнуты, растянуты в широкую улыбку при сжатых зубах;
  • «лопаточка» – широкий распластанный язык, лежащий на нижней губе;
  • «желобок» – боковые края широкого языка подняты вверх, образуя посередине языка желобок;
  • почистить кончиком языка нижние зубки вправо – влево;
  • «горка» – кончик языка упирается в корни нижних резцов, спинка языка приподнята, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, по середине языка – желобок.

Может в отдельных случаях понадобиться и упражнение для воспитания правильной воздушной струи:

  • дутье во флакончик по «желобку»
  • «змейка» – дутье по «желобку» на бумажную ленту, приклеенную к кончику языка посередине.

Шипящие звуки

Язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам. Кончик приближен к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами, образует с ними щель. Зубы сближены, губы вытянуты вперед рупором. Воздушная струя, проходящая по «чашечке» вверх, сильная, теплая. Исходя из правильного артикуляционного уклада шипящих звуков, следует подбирать в комплекс следующие упражнения:

  • «рупор» – губы разомкнуты и вытянуты вперед при сжатых зубах;
  • почистить кончиком языка верхние передние зубы изнутри;
  • «чашечка» – кончик широкого языка и боковые края подняты вверх, образуют «чашечку»;
  • обхват верхней губы кончиком широкого языка (нижняя губа при этом опущена вниз);
  • «вкусное варенье» – движения широкого кончика языка по верхней губе сверху вниз (нижняя губа опущена вниз, не поджимается);
  • «фокус» – кончик широкого языка обхватывает верхнюю губу. Подуть по языку вверх, сдувая ватку, лежащую на кончике носа.

Звуки [л, ль]

Язык касается напряженным кончиком бугорков (альвеол) за верхними зубами. При этом воздух проходит в стороны боковых краев языка. Отсюда и подбор артикуляционных упражнений:

  • «парус» – узкий кончик напряженного языка поднят вверх, за зубы и прижат к бугоркам (альвеолам);
  • «маляр» – движения узкого напряженного кончика языка по небу вперед – назад.

Звуки [р, рь]

Язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, сильная воздушная струя заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.

  • «лошадки» – пощелкать язычком по небу;
  • «грибок» – «приклеить» язык к небу и удерживать, раскрыв рот;
  • «гармошка» – раскрывать и закрывать рот при «приклеенном» к небу языке;
  • «барабанщик» – кончиком широкого языка постучать по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Д-Д-Д». При этом рот открыт, а нижняя челюсть неподвижна – работает только язык, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • «болтушка» – язык чашечкой поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам, кончик широкого языка движется по бугоркам вперед-назад, производит движения, похожие на то, как кошечка лакает. Во время движения произносится звук [Д];
  • «назойливая муха» – язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, производит «рокот» – нечто среднее между звуками [Д] и [Ж]. Воздушная струя сильная, направлена на кончик языка. Кончику языка обычно бывает щекотно, так как происходит вибрация;

«балалайка» – во время выполнения упражнения «барабанщик», под язык вводится палочка (ручка чайной ложки) или чистый прямой палец ребенка. Выполняются быстрые короткие движения вправо-влево пальчиком под языком.

Если у ребенка нет грубых нарушений звукопроизношения, а есть лишь физиологическая несформированность, то грамотно организованная и систематически проводящаяся артикуляционная гимнастика может стать профилактикой нарушения звукопроизношения. Результатом целенаправленной совместной деятельности является то, что наши выпускники пойдут в школу с правильным звукопроизношением.

Мой детский сад

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Существует мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным звукопроизношением, – глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие дефекты.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно.

Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – это язык, губы, мягкое нёбо.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Читать еще:  Гаммаглобулин человеческий применение особенности действия

ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Виды артикуляционных упражнений

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Бублик).

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений — вырабатывают основные движения и положения ОАА.

2 группа упражнений — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упражнений — специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Организация работы

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напря­жено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз — разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

3. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

Начинается АГ с показа

Педагог показывает его выполнение.( показ)

Упражнение выполняют все дети.

Воспитатель проверяет правильность выполнения.

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом.

Цель АГ в первой младшей, во второй младшей группах:

подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков родного языка, отработка основных движений ОАА.

Упражнения артикуляционной гимнастики проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе цель АГ — выработка движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к проведению АГ.

В старшей и подготовительных группах формируют четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики. В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.

Первый комплекс включает основные движения ОАП.

«УЛЫБКА» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
«ТРУбОЧКА» – вытягивание губ вперед трубочкой.
«УЛБКА» – «ТРУБОЧКА» – чередование.
«ОКОШКО» – спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
«БЛИНЧИК» – широкий язык удерживать на нижней губе.
«ИГОЛОЧКА» – вытягивание узкого языка.
«БЛИНЧИК» – «ИГОЛОЧКА» – чередование.
«ПРИКЛЕЙ ИРИСКУ» – подъем языка за верхние зубы и удержание его.
«КАЧЕЛИ» – чередование движений языка вверх-вниз.

Чередование следующих движений языка ( при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

После отработки упражнений первого комплекса воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.

Второй комплекс.

Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков («Загнать мяч в ворота», «Наказать непослушный язык», «Лопаточка», «Кто дальше загонит мяч», «Почистим»

Третий комплекс.

Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков («Наказать непослушный язык», «Блинчик», «Приклей ириску», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Чашечка», «Фокус»).

Четвертый комплекс.

Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука Л. («Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Беззвучно пощелкать кончиком языка»).

Читать еще:  Почему сердце скачет? Причины и способы нормализации высокого пульса

Пятый комплекс.

Направлен на подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звука Р. («Чьи зубы чище?», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Барабанщики»).

В течение года во всех возрастных группах педагог использует указанные выше комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

Сейчас очень много существует разнообразных комплексов АГ. Различных сказок сказки о «Весёлом Язычке», в которых сочетаются сказочный сюжет и разнообразные артикуляционные упражнения. «Сказка «Как язычок пил чай с друзьями».

Как заниматься

Логопедическая работа по коррекции произношения звука [Р] строится по следующей схеме:

  1. Теоретическая подготовка родителей и детей.
  2. Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
  3. Формирование артикуляционных навыков. На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р], тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем учителю и ученику.
  4. Постановка звуков [Р], [Рь]. Происходит путем выполнения специальных упражнений, массажей зондом. Логопеды используют задания с подражанием говору животных, анализом фонем на слух.
  5. Автоматизация звуков. Здесь вам пригодится артикуляционная гимнастика для звука [Р] в картинках в сочетании со стихами, сказками, скороговорками. Дошкольник заучивает фразы, четверостишия наизусть, проговаривает во время выполнения комплекса тренировочных упражнений.
  6. Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.

Для Вас, родители

Значение артикуляционной гимнастики
для формирования правильного звукопроизношения .

Учитель-логопед: Жданова Наталья Викторовна

Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согла­сованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить спе­циальную артикуляционную гимнастику. Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышеч­ной напряженности органов артикуляционного аппа­рата, формируют умение чувствовать и контролиро­вать их движения.

Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упраж­нение, необходимо проводить массаж губ и язы­ка и пассивную артикуляционную гимнасти­ку. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую по­лость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздуш­ная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болею­щих простудными заболеваниями.

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя дви­жения, показанные взрослым. Артикуляционные уп­ражнения бывают статическими (удержание органов — артикуляции в определенной позе в течение 2—5 се­кунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — отдохни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быст­ром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два.. , ») или же по команде взрослого. На­пример, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, коман­ды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз. » Артикуляционные упражнения выполняются мед­ленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копи­рует, и себя самого, а взрослый следил, все ли пра­вильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

Комплекс упражнений для детей

младшего дошкольного возраста

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляцион­ных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ре­бенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верх­ние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет вы­полнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превра­титься в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс раз­вития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться вы­полнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

Упражнения для развития органов артикуляции.

1. «Заборчик» (улыбнуться, показать сомкнутые зубы).

Зубки ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь .

2. «Хобот слонёнка» (вытянуть сомкнутые губы вперёд)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

3. «Шарик» (надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)

Шарик надувай, воздух ты не выпускай.

4. «Лопаточка » (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

5. «Прятки » (высовывать и убирать язычок назад в рот)

Мы играем в прятки, где ж твоя лопатка?

6. «Иголочка» (открыть рот и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)

Вот она, иголка, – и остра, и колка.

7. «Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот, медленно поцокать кончиком языка; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась )

Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector